Школе нужны мужчины
В армии Сергей Петрович Нестеренко не служил, как сельский учитель он был освобожден от всеобщей воинской обязанности. Но мужества и патриотизма от этого у него не стало меньше, скорее, наоборот. Потому что учительскую работу он воспринимает не как заработок, а как нравственный долг, считая одной из своих жизненных задач воспитание патриотизма у подрастающего поколения. И вот уже 34 года работает учителем русского языка и литературы села Спасское Спасского района Приморского края.
- Когда работаешь учителем, удивительным образом пригождается все, чему ты сам когда-то научился. Я имею в виду не только знания, полученные в институте, а те увлечения, хобби, научные и творческие интересы, которые есть у каждого человека. С молодых лет я с увлечением занимаюсь спортом, туризмом и музыкой и теперь «подтягиваю» к этому ребят. На базе центра детского творчества создал туристический кружок, там же занимаюсь с ребятами спортивным ориентированием, туристическим многоборьем, хоккеем. А в школе веду занятия с вокально-инструментальным ансамблем, приобщаю детей к музыке. И массовость, и результаты – все это есть в моем «портфолио», воспитанники не раз побеждали и на районных, и на городских смотрах и соревнованиях. Но, если честно, я вот это показное накопление результатов – диплом к диплому, грамота к грамоте - не люблю и не понимаю. Главное – дело, вокруг которого все вертится, которое объединяет взрослых и детей разного возраста, формирует общий интерес, общую ответственность за результат! А оценки и баллы вторичны.
Общественный статус Сергея Петровича на первый взгляд неброский - сельский учитель. Но за этим скромным статусом скрываются серьезные достижения профессионала и гражданина. Учитель высшей квалификационной категории, отличник просвещения, победитель районного конкурса «Учитель года», обладатель гранта «Лучший учитель России» в рамках приоритетного национального проекта "Образование", трижды избирался депутатом муниципального комитета села Спасское.
- Я сельский учитель, но не ощущаю себя каким-то отсталым или второсортным. Я видел, как работают и городские учителя, и столичные, и понял, что главное не статус, а личные качества, уровень профессиональной подготовки и, если хотите, градус личного любопытства к той отрасли знаний, которой занимаешься. Я потомственный педагог, вышел из учительской семьи, детям дал педагогическое образование. Правда, они пошли по другому жизненному пути, но есть надежда, что внуки придут в школу и будет у нас педагогическая династия. Моя школьная жизнь сложилась счастливо, так же, как и у моих родителей. Занимаюсь любимым делом, работа приносит мне только радость. Откровенно говоря, не понимаю тех учителей, которые говорят о своем труде как о непосильной ноше, называют его «каторжным» или что-то вроде того. Да, в жизни школы есть трудности и проблемы, но связаны они в основном с внешними факторами, такими, например, как слабая материальная база, небольшая заработная плата и очень большая, даже избыточная, как ее сейчас мягко называют, отчетность. Литература, которую я преподаю детям, это бесконечный увлекательный мир, путешествие по которому никогда не вызывает усталости. «Ой, я читал, а этого не заметил!», «Ой, я читала, но поняла это совсем по-другому» - так нередко говорят мои ученики о том или ином произведении. И я вижу, как после беседы на уроке или вне урока у них глаза загораются любопытством, а сердца наполняются восторгом и гордостью за величие человека – творца. Сегодня работать с детьми стало сложнее и причина тому – доступность информации в Интернете. Сам процесс чтения деградирует, становится второстепенным, главное – ухватить общий смысл. А ведь чтение хорошей книги – это интереснейшее занятие, в процессе которого происходит движение человека по какому-то пути, работа над собой, осмысление окружающей действительности, формирование и становление личности, наконец. Впрочем, не все потеряно, есть у нас читающие дети, которых мы называем «звездочками». И я уверен, что именно они со временем засияют на небосклоне России как новые звезды науки, культуры и спорта.
Есть и еще одна грань у этого скромного светлого человека – он член Профсоюза образования и гордится этим.
- Сейчас настало такое время, когда думать о людях и заботиться об их благе стало необязательным. И, пожалуй, Профсоюз – это единственная структура, которая взяла на себя эту необходимую в рамках государства важную функцию. В нашем районе профсоюзная жизнь просто кипит, и я думаю, что в первую очередь это происходит за счет «кипения» ее лидера, председателя районной организации Людмилы Лысенко. Помнить о ветеранах, оздоравливать работников на спортивной площадке и беговой дорожке, позаботиться о подарке к празднику и льготной путевке в санаторий, организовать культурное мероприятие – все это наш Профсоюз. Я в Профсоюзе должностей не занимаю, рядовой, так сказать, боец, хотя уже профсоюзник со стажем, состою в нем со студенческой скамьи. Но, как и положено рядовому, всегда готов выполнить любое общественное поручение. И сделать это со всей ответственностью и от всей души.
Школе нужны мужчины, а мужчинам нужна школа. Так считает педагог с 34-летним стажем Сергей Нестеренко.
- Мне приходилось работать в трех школах, и в лучшие годы там формировались солидные мужские коллективы, по 6, а то и 12 человек. Это очень важно – внести в образование мужское начало. Да, женщины аккуратнее, последовательнее, систематичнее, но… Школе нужны настоящие мужики, способные преподать ученикам уроки мужества, патриотизма, верности слову и личным принципам. И нам, педагогам – мужчинам, тоже очень важно общаться с мальчишками, подростками, парнями, чтобы лучше понимать самих себя. У меня довольно большой круг мужского общения и большая часть друзей – мои бывшие ученики, которые отучились, получили специальность и вернулись в родное село. Конечно, есть мужчины, от которых хочется оградить подрастающее поколение, но мы сейчас говорим не о них. А говорим о тех, кто посвятил свою жизнь любимому делу, избранной профессии и кто готов отдать свое время, мысли и сердце детям. Скоро праздник, 23 февраля, который называют мужским праздником. Хочется пожелать в связи с этим всем нам, «педагогическим мужикам» мира и чистого неба над головой, чтобы нам приходилось защищать только гуманистические идеалы, а не границы родной страны.