Главная / Деятельность / Конкурсы

Смотрите хронику событий Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года"-2017

Пресс-служба Профсоюза. 12.11.2017
Печать

Первый день: аншлаг в университете имени Сергея Есенина

7 ноября  знаменательный день в истории России – столетие Октябрьской революции 1917 года, изменившей не только социальный строй в нашем государстве, но и судьбы многих людей. Как известно, профессиональные конкурсы тоже круто меняют судьбы участников. Не исключение – состязание для педагогов системы дошкольного образования. Весьма символично, что первые мероприятия VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2017 году пришлось именно на 7 ноября.
В Рязанском государственном университете имени С.А.Есенина прошли установочные семинары для участников и жюри «Воспитателя года России»-2017.
Начали с обращения к конкурсантам и их сопровождающим, которые с трудом поместились в конференц-зале университета. Всех приветствовала секретарь — заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина. Елена Станиславовна предложила аплодисментами отметить тот факт, что в этом году – впервые! – в конкурсе «Воспитатель года России» участвуют 75 регионов страны. Еще одно новшество 2017 года – «В рамках конкурса будет проходить проблемная дискуссионная конференция по вопросам дошкольного образования». Конференция появилась в программе не случайно и не для галочки. Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова считает, что лучшая защита для педагога – его высокий профессионализм. Елена Елшина напомнила новейшую историю Профсоюза образования и подчеркнула: «Сегодня профессиональная составляющая в работе нашего Профсоюза стала одной из основных. Профессиональный конкурс «Воспитатель года» — детище Общероссийского Профсоюза образования».
Елена Станиславовна пообещала, что, несмотря на естественную взволнованность участников и их команд поддержки, скоро все войдет в рабочую колею. Нас ждет еще один, восьмой интереснейший конкурс с блестящими участниками, профессиональным жюри, объективной счетной комиссией. А традиционное ток-шоу «Профессиональный разговор» с десяткой лауреатов проведет звезда телевизионной журналистики – ведущий программы «Вести» на телеканале «Россия» Эрнест Мацкявичюс. Его имя зал встретил восторженными аплодисментами.
Слово взяла методист Центра дошкольного образования издательства «Русское слово» Ксения Мукина, представитель генерального партнера конкурса 2017 года. Она рассказала о замечательном продукте издательства — развивающих тетрадях для работы в паре «Играем и рисуем вместе!».
Всех участников конкурса «Воспитатель года» очаровал мастер-класс коллеги, воспитателя года России-2016, логопеда детского сада №130 города Рязани Екатерины Смалевой. Именно рассказ о биоэнергопластике, методах и находках во время испытания «Мастер-класс» на старте конкурса 2016 года «задел» жюри и привел Екатерину Николаевну к победе, а конкурс 2017 года — в Рязань.День первый заключительного этапа VIII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2017 г.
Об испытаниях конкурса, критериях оценки рассказала председатель счетной комиссии «Воспитатель года», заведующая отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Алешина.
Полезные и важные организационные советы по всем «режимным» моментам участникам конкурса «Воспитатель года России» и их сопровождающим дала секретарь оргкомитета конкурса Елена Масленникова. Она поразила цифрой конкурсного «населения» этого года – в Рязань съехались 370 человек! Это 75 конкурсантов, 116 сопровождающих, 65 членов жюри и 100 участников предстоящей конференции по дошкольному образованию.
День первый заключительного этапа VIII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2017 г.Следующим важным событием дня стала жеребьевка. Десять групп конкурсантов выбирали свою судьбу на предстоящие два дня второго (очного) тура, а точнее – определяли очередность выступления и тему педагогического мероприятия в детском саду. На обертке шоколадки с логотипом конкурса был порядковый номер, под которым участник конкурса даст мастер-класс завтра. А тема мероприятия и его очередность были обозначены на открытке со стихами Сергея Есенина. Антураж не случайный – ведь конкурс проходит на родине поэта! Бодрое восклицание конкурсантов «Шоколадка номер…» прозвучало 75 раз.
Вслед за установочным семинаром для участников состоялся установочный семинар для жюри конкурса «Воспитатель года России»-2017. На нем выступили секретарь — заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина, руководитель одной из групп жюри, доцент кафедры дошкольного и начального образования Московского института открытого образования Ольга Мельникова, председатель счетной комиссии конкурса Татьяна Алешина.
Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова отметила, обращаясь к жюри, что главное на конкурсе «Воспитатель года» — обмен опытом, поиск друзей, коллег. «Мы надеемся, что и для вас этот конкурс будет хорошей площадкой для осмысления вашего профессионального пути».
Теплая, но бессонная осенняя ночь ожидает участников. Завтра не только праздничная церемония открытия, но и первое испытание – «Мастер-класс».

Второй день: праздник педагогики начался!

Открытие конкурса для педагогов-«дошкольников» в театре кукол? Самое подходящее место! Тем более такой красивый и атмосферный театр, как Рязанский областной. Солнечный денек прибавил хорошего настроения. А еще в фойе в честь дорогих гостей со всей России развернута выставка народных промыслов региона. Здесь и вышивка – цветная перевить, и деревянные блюда, изготовленные в технике прорезной резьбы, и глиняная игрушка – рязанский оберег в традиционных цветах солнца и земли, и михайловское кружево. По фойе ходили крестьянки в национальной рязанской одежде, а мастерицы давали мастер-классы росписи глиняных оберегов и учили обращаться с коклюшками.

Все собрались в уютном зале кукольного театра, и началась торжественная церемония открытия заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2017. Со сцены ведущие назвали учредителей конкурса – Министерство образования и науки Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования.

В своем приветственном слове заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова выразила глубокую признательность администрации области, лично губернатору Николаю Любимову, его помощникам, министру образования и молодежной политики Ольге Щетинкиной, ее профессиональным помощникам за радушный, теплый прием.

Татьяна Викторовна отметила, что конкурс «Воспитатель года» — самый теплый, самый солидарный, самый демократичный. «Это серьезная площадка для педагогического профессионального роста, площадка для обмена опытом». Зам. председателя Профсоюза напомнила, что «в рамках конкурса состоится конференция, где мы с вами сможем обсудить самые острые насущные проблемы, связанные с созданием условий для профессионального роста педагогов».

Заместитель председателя правительства Рязанской области Лариса Крохалева призналась: «Мы не рассматриваем это событие как конкурс. Наверное, это все-таки праздник профессионального общения. Для нас с вами поделиться своими мыслями, наработками, проблемами, перспективами на всероссийском уровне – это очень и очень важно». И пообещала: «Мы приложим все усилия, чтобы каждому из вас на рязанской земле было комфортно. Вы все Педагоги с большой буквы, а значит, победители. Победители, с праздником вас!»

Ведущие представили 75 работников дошкольных образовательных организаций, которые претендуют на главный приз – Хрустальную жемчужину. Из них всего один – «усатый нянь», остальные дамы. Количество конкурсантов в этом году рекордное. Причем в финале участвуют не только воспитатели, но и музыкальные руководители, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, дефектологи, педагоги дополнительного образования. При среднем возрасте 37 лет общий педагогический стаж конкурсантов – 938 лет.

Зал также приветствовал компетентное, профессиональное жюри конкурса. Председатель жюри третьего тура — депутат Государственной Думы, член комитета Государственной Думы по образованию и науке Елена Митина.

Участников конкурса, их сопровождающих, жюри и зрителей порадовали великолепные концертные номера. Это не комплимент в адрес принимающей стороны. Всех действительно поразили юные чемпионки по художественной гимнастике, талантливые ребята из детского музыкального театра «Созвездие добра», запомнилась сценка, которую показали артисты Рязанского театра кукол под названием «Рождение человека».

Ведущие коротко рассказали об испытаниях очных туров финала «Воспитателя года России». Это мастер-класс и педагогическое мероприятие с детьми во втором туре для всех участников всероссийского финала. Публичная лекция и ток-шоу «Профессиональный разговор» — для десяти лауреатов в третьем туре.

С благодарностью назвали генерального партнера – издательство «Русское слово».

Завершила церемонию открытия очень важными словами абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2016, учитель-логопед детского сада №130 Рязани Екатерина Смалева: «Я желаю вам удивить жюри своими творческими находками, получить заряд положительных эмоций. Пусть ваши сердца бьются в унисон с сердцами тех детей, к которым вы придете на занятие. Научитесь видеть во всем происходящем только положительные стороны. И чаще улыбайтесь! Ведь счастливые люди притягивают удачу». А еще Екатерина Николаевна процитировала стихотворение Роберта Рождественского о том, что надо стремиттся быть первыми. Причем поэт по-своему понимал, что значит быть первым…

После открытия короткий переезд в Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина – и начинается первое испытание второго (очного) тура всероссийского финала. Десять аудиторий наполнены самым необычным оборудованием, которое со всей страны привезли с собой участники конкурса.

Для Натальи Аргамаковой из Рузаевки Республики Мордовия такое оборудование — ТИКО-конструктор. Любит она этот конструктор за то, что он приносит много пользы детям – от эффекта самомассажа до развития мышления, причем ребята могут собирать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Попробовать себя в роли малышей смогла фокус-группа, она собирала кошечек и собачек. Получилось!

Музыкальный руководитель из Ивановской области Ольга Инихова вслед за автором покорившего ее метода фонопедического развития голоса Виктором Емельяновым повторяет: «Петь могут все». Достоинства пения налицо – это развитие чувств, ритма, нравственной сферы, музыкально-слуховых представлений. Дети, которые поют, более общительные и открытые. Все находящиеся в аудитории попробовали петь под руководством конкурсантки. Получилось.

Екатерина Зиннер из Алтайского края создала в своем детском саду конструкторское бюро, но дети работают не с покупным конструктором, а… с деревянными прищепками и палочками от мороженого. Они делают из этого фактически бросового материала военную технику – самолеты, вертолеты, танки, ракеты, блиндажи, солдатиков и многое другое. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием творят, а образы – перед глазами, ведь в ЗАТО «Сибирский», где находится детский сад, дислоцируется дивизия. Плюсов у конструирования множество: коммуникативные навыки, словарный запас, развитие мелкой моторики, расширение кругозора и так далее.

Москвичка Наталья Швецова повела свою фокус-группу в осеннее путешествие по необычному лесу. Коллеги выполняли задания — украсили осенними листьями дерево, сочиняли рассказ о семечке, разбирали лингвистический текст и рисовали к нему иллюстрацию, формировали логические понятия, говорили о временах года и экологии.

Многие участники конкурса любят конструктор за его многофункциональность, за то, что помогает развивать мышление, мелкую моторику, фантазию, как было сказано выше. Наталья Бауэр из Красноярска развивает через конструктивную деятельность детскую инициативу и самостоятельность. Фокус-группа из пластиковых бутылок и картона сделала игрушечный стол, из бутылки из-под средства для мытья посуды – манекен для кукольного платья, из подручного материала – «утюг с отпаривателем».

«Забавы песочного городка» назвала свой мастер-класс Елена Ермилова из Архангельской области. Она предложила различные виды работы с песком – поиск «секретиков» с помощью кисти, археологические раскопки, рисование цветным песком и многое другое. Елена Александровна уверена, что песок забирает негативную энергетику, а в содержательном плане – помогает интегрировать образовательные области.

Алина Быкова из Карачаево-Черкесской Республики возродила жанр агитбригады как средство экологического воспитания дошкольников. Такая форма работы способствует социализации малышей, а выступать агитбригада может везде – на занятии, во время прогулки, во время творческого отчета перед родителями и так далее.

Мастер-классы были интересные все, от начала до конца.

 

Третий день: Боевое крещение пройдено!

Альфа и омега любого педагогического состязания – урок, занятие, в общем, встреча педагога с детьми на заданную или свободную тему. Жюри смотрит, как используются технологии, верно ли подано содержание, все ли соответствует Федеральному государственному стандарту? Но главное – протягивается ли ниточка между взрослым и ребенком, между педагогом и коллективом ребят? У кого эта ниточка есть, взаимодействие выстроено – того, как правило, отмечают, замечают, высоко оценивают.

Очень похоже все происходит и на конкурсе «Воспитатель года». Только едут участники конкурса не в школы и входят не в классы. Они приходят в гости в детские сады. В этом году десять детских садов города Рязани (муниципальные №2, 7, 25, 26, 34, 77, 119, 123, 157, частный детсад №48 ОАО «РЖД») получили совсем ненадолго, буквально на полдня, в свой штат победителей региональных конкурсов «Воспитатель года». «Пришельцы» оккупировали физкультурные и музыкальные залы, группы, а хозяева выполняли любое желание конкурсантов и старательно фиксировали все происходящее на фотоаппараты, смартфоны, снимали видео.

Вашему корреспонденту повезло оказаться в детском саду №119, где работают душевные и талантливые воспитатели, другие сотрудники, где коллективом мудро и спокойно управляет заведующая Елена Меликова. Этот детский сад весьма востребован, ввиду большого количества воспитанников пришлось даже надстроить третий этаж. Рязанцы окружили всех своих гостей радушием и гостеприимством, накормили вкуснейшим обедом, улыбались и с удовольствием общались. В общем, было комфортно, как дома. Однако конкурс есть конкурс. И после приветственной чашки кофе для седьмой группы участников финала началось испытание «Педагогическое мероприятие с детьми».

Первой боевое крещение получила участница из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Инесса Мурзина. Ее занятие называлось «Одежда и обувь народа ханты». Ребята узнали, что такое малица и кисы, зачем на них орнамент и сами попытались создать свой узор с помощью конструктора.

Малыши на мероприятии инструктора по физической культуре Маргариты Ежовой из Пензы попали на прогулку… не выходя из физкультурного зала. Нужно было срочно дойти до избушки лисички и вернуть лапоточки. Шли через город, лес, озеро, бежали с горки – активно двигались. А потом танцевали вместе с лаптями. И вернулись на волшебном ковре домой.

Татьяна Миронова из Республики Удмуртия говорила с воспитанниками старшей компенсирующей группы об осени. Ребята с удовольствием играли в игры, вспоминали названия месяцев, выполняли задания фиксиков, Маши, Барбоскиных.

Мероприятие Натальи Тумановой из Санкт-Петербурга началось с удивления! Ребят приветствовал инопланетянин… Голограмма светилась и разговаривала как живое существо. Надивившись, дети в игре начались повторять, что происходит с животными и растениями осенью – почему зайка меняет шубку, куда исчезает медведь, зачем белка вешает грибы на деревья.

Настоящими артистами почувствовали себя малыши на занятии учителя-дефектолога из Республики Коми Марины Евдокимовой. Она предложила ребятам сочинить здесь и сейчас сказку. Разобрав костюмы и превратившись в принцессу и дракона, волшебника и собаку, дети с удовольствием разыгрывали сценки, особенно те, где надо было смеяться и дурачится. «Спектакль» сопровождался музыкой и расшевелил всех!

Серьезная подготовительная группа говорила с Ольгой Шевяковой из Тамбова о транспорте. Конечно, это был не урок, а игра. Ребята выполняли задания старухи Шапокляк и таким образом узнавали, как воздушный, морской, сухопутный транспорт выглядит и даже звучит.

В путешествие по правилам дорожного движения отправились дети на мероприятии Ольги Масло из Приморского края. Теперь они в безопасности по дороге в детский сад и домой, на прогулке, потому что правила усвоили четко.

После трудных испытаний и вкусного обеда жюри и участники встретились, чтобы сказать друг другу слова благодарности, поговорить о впечатлениях, обменяться мнениями. Разговор был откровенный и теплый. Для конкурсантов важная составляющая состязания – знакомство с новыми людьми и получение новых знаний. А жюри пожелало коллегам не останавливаться, развиваться дальше.

Конкурсный день продолжился в рязанской школе №75, новенькой, только что построенной, 1 сентября этого года открывшей двери классов для учеников.

Здесь произошло историческое событие – впервые в рамках конкурса «Воспитатель года России» состоялась конференция по дошкольному образованию. Конечно, конкурсанты и жюри устали за утро, но актуальные темы, предложенные для обсуждения, всех взбодрили. Участники конференции, а среди них были и конкурсанты, и их команды поддержки, и члены жюри, работали в шести секциях: «Здоровый школьник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка», «Профстандарт педагога дошкольного образования», «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО», «Ребенок и воспитатель в высокотехнологичном обществе», «Современные образовательные технологии», «Развивающая предметно-пространственная среда», а затем собрались на пленарное заседание, которое модерировала заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова. В пленарном заседании приняли участие министр образования и молодежной науки Рязанской области Ольга Щетинкина и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Ермакова. Модераторы секций коротко представили итоги дискуссий и внесли ценные предложения.

Конечно, всем не терпелось начать торжественную церемонию подведения итогов первого (заочного) и второго (очного) тура Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2017.

Началась церемония с вручения дипломов и серебряного знака «Раковина с жемчужиной» всем 75 участникам. В перерывах между выходами педагогов на сцене звучала музыка в исполнении педагогов из рязанской гимназии №5 — участницы телевизионного проекта Эллы Хрусталевой и джазового коллектива «МАМА JAZZ».

Ведущие — абсолютный победитель VII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2016 Екатерина Смалева, лауреат VI Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2015 Екатерина Стафурова, музыкальный руководитель Центра развития ребенка – детского сада № 27 Рязани Алексей Урывский – предложили присутствующим посмотреть слайд-шоу, отразившее события первых трех дней. Фотографии сопровождал гимн воспитателей «Белоснежная жемчужина» на стихи Екатерины Барбаняга и музыку Алексея Захарова. Запись с пожеланиями удачи прислала абсолютная победительница Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2014 Юлия Загорская. Исполнили гимн хор детской школы искусств имени Глинки и ансамбль преподавателей «Терра инкогнита», солист – Юлия Загорская.

Зал затаил дыхание. На сцену вышла председатель счетной комиссии конкурса «Воспитатель года России»-2017 Татьяна Алешина и зачитала долгожданные имена десяти лауреатов:

Оксана Владимировна Биглова, воспитатель логопедической группы (Московская область),

Екатерина Сергеевна Богородская, воспитатель (Ямало-Ненецкий автономный округ),

Ирина Владимировна Бурлакова, воспитатель (Рязанская область),

Зоряна Михайловна Гребеник, воспитатель (Ставропольский край),

Маргарита Константиновна Ежова, инструктор по физической культуре (Пензенская область),

Татьяна Анатольевна Кемпель, воспитатель (Челябинская область),

Дарья Сергеевна Курасова, педагог дополнительного образования (Орловская область),

Анастасия Александровна Овсянкина, воспитатель (Псковская область),

Марина Григорьевна Солодова, воспитатель (Краснодарский край),

Светлана Олеговна Соседкина, воспитатель, учитель-логопед (Ростовская область).

Началось чествование героев дня! Аплодисменты и вспышки фотоаппаратов и смартфонов никогда бы не прекратились, но наступил момент жеребьевки, которая определила тему и очередность выступления лауреатов на третьем финальном туре. Эта информация была прикреплена на куклах-крупеничках, которых подарили десяти педагогам.

Пятница, 10 ноября, — день экскурсий по Рязани и на родину Есенина. А 11 ноября пройдут сразу два испытания — публичная лекция и ток-шоу «Профессиональный разговор». Уже вечером того же дня мы узнаем имя абсолютного победителя.

Четвертый день: селфи с глазастыми грибами

Конкурс «Воспитатель года России» — не только испытания, обмен опытом и общение, в его программе всегда есть экскурсионно-познавательная часть, и она не менее важна, чем другие компоненты. Ведь работники дошкольных образовательных организаций, вообще педагоги, должны развиваться, повышать не только профессиональный, но и свой личный уровень.

10 ноября все участники конкурса, члены жюри, гости состязания знакомились с древней Рязанью, которая входит в тридцатку крупнейших городов России. Конечно, побывали в Кремле, который был заложен в 1095 году, а современный облик приобрел не так давно – к началу XX века. Успенский собор, Архангельский собор, Спасибо-Преображенский собор, дворец Олега… Гулять среди такой красоты – одно удовольствие! Тем более, что погода продолжает благоволить конкурсантам. И хотя небо хмурится, дождя нет и холод пока осенний, зима наступать не спешит…

Все с удовольствием фотографировались около самого знаменитого современного памятника Рязани – «Грибы с глазами». Как рассказала экскурсовод, памятник поставлен в 2013 году и он полностью соответствует поговорке: «У нас в Рязани грибы с глазами, их берут – они бегут, их едят – они глядят». Поговорка возникла не случайно, у нее глубокие исторические корни. Ведь именно Рязанское княжество первым приняло на себя удар татаро-монгольского нашествия. В лесу определить, где прошел враг, защитникам родной земли можно было порой лишь по сбитым шляпкам грибов. Возможно, именно отсюда и поговорка…

Отдельным культурным приключением стало посещение Государственного музея-заповедника Сергея Александровича Есенина. Замечательные экскурсоводы рассказали о жизни и творчестве поэта. Эта информация, услышанная в селе Константиново, в родном доме Сергея Александровича, в доме Кашиной, около памятника Есенину, воспринимается совершенно по иному, нежели прочитанная в книге. Много интересных фактов узнали участники конкурса. В школе Сергей Есенин был отличником, а все благодаря прекрасной памяти. По образованию он фактически педагог – Есенин закончил церковно-приходскую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики.

Наслушавшись стихов Есенина, надышавшись воздухом, которым дышал поэт, вся конкурсная компания уехала в Рязань. А здесь нас ждала еще одна радость – театральная. Участники конкурса побывали на музыкальной комедии «Бабий бунт», а члены жюри посмотрели драматическую пьесу – мелодраму «Касатка» по произведению Алексея Николаевича Толстого.

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо