Главная / Деятельность / Мероприятия

Участвуем в общественной экспертизе проекта Федерального закона № 963511-7

Пресс-служба Профсоюза. 12.08.2020
Печать

Приморской краевой организацией Общероссийского Профсоюза образования изучен проект федерального закона № 963511-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения». Подготовлена позиция по следующим вопросам:

1. Является ли принятие данного законопроекта актуальным и необходимым.

Принятие законопроекта является актуальным и необходимым с учётом существующей санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимости нормативного урегулирования возникших особенностей ведения образовательного процесса. Однако полагаем, что его редакция требует корректировки (предложения в п. 4).

 2.      Приведет ли реализация проектируемых положений к достижению целей законопроекта, заявленных в пояснительной записке. Пожалуйста, поясните свою точку зрения.

Полагаем, что реализация проектируемых положений приведет к достижению целей законопроекта, заявленных в пояснительной записке только при условии достаточного финансового и нормативного обеспечения и обеспечения территорий связью надлежащего качества.

Условия обеспечения техническими средствами и доступом к сетям связи разнятся в пределах одного муниципального образования. Если в городе работа сети «Интернет», в основном, обеспечивает возможность доступа к электронным ресурсам, то в отдалённых населенных пунктах если такая связь и имеется, то её работа вызывает много нареканий.

По официальной информации Правительства Приморского края (ссылка - https://www.primorsky.ru/news/224776/) в Приморском крае 33 населенных пункта, где нет никакой связи, кроме таксофона, в 170 населенных пунктах отсутствует сотовая связь.

До обеспечения интернет-связью всех территорий, где проживают (пребывают) обучающиеся и педагогические работники, обеспечение техническими средствами обучения не даст результата и не будет способствовать реализации, установленных законом гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.

 3.      На Ваш взгляд, к каким социальным, экономическим последствиям приведет реализация положений законопроекта. Пожалуйста, поясните свою точку зрения

Реализация положений законопроекта может привести как к явно положительным социальным, экономическим последствиям в виде повышения доступности образования в период введения ограничений, так и к негативным последствиям при отсутствии четких методик определения нуждаемости в технических средствах и их распределения и не проработанности единообразного технического задания для проведения закупочных процедур.

Принятие проектируемых положений потребует создания и принятия нормативного правового акта, устанавливающего порядок его реализации, в том числе, на каком праве будут передаваться технические средства, на какой срок, как определять нуждаемость в таких технических средствах либо обеспечивать ими будут всех обучающихся. От проработки этих позиций зависит возможность корректного определения необходимых затрат на реализацию нормы.

Согласно предложенному проекту, опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем не только обучающиеся, но и педагогические работники нуждаются в обеспечении техническими средствами и их программным обеспечением, в отсутствие у педагога связи, технических средств и возможности организации рабочего места, наличие их у обучающегося не повлечёт получения образовательной услуги надлежащего качества.

С учётом того, что бюджеты многих регионов являются дефицитными, (в Приморском крае дефицит бюджета составляет 25,6 млрд. руб. http://www.zspk.gov.ru/press-service/press-relizy/294942/), возложение на субъекты Федерации / выходящие в их состав муниципальные образования дополнительных расходов может повлечь как необходимость перераспределения расходов, так и увеличение дефицита.

По замыслу авторов законопроекта, применение дистанционных образовательных технологий без письменного согласия обучающихся (их законных представителей) будет допускаться только при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения.

С учётом дефицита педагогических кадров, возможность перевода обучения в дистанционный формат с высокой долей вероятности повлечет переход оценивания в тестовую форму с автоматическим подсчетом результатов и, как следствие, сокращение педагогических ставок, поскольку педагог будет переведен в разряд лектора с неограниченной аудиторией.

Такая форма работы для дефицитных бюджетов муниципальных образований будет очень хорошим стимулом для побуждения и принуждения написания заявлений о переходе на дистанционную форму обучения. Воспитание и социализация подрастающего поколения в таком случае перейдут в ведение законных представителей и улицы.

 4.      Полагаем, что законопроект нуждается в доработке:

В предложенной редакции предлагаем заменить формулировку «с письменного согласия обучающихся (законных представителей обучающихся)»  на «с согласия законного представителя обучающегося - родителя, усыновителя или попечителя, оформленного в письменной форме. Согласие законного представителя - родителя, усыновителя или попечителя, оформленное в письменной форме, не требуется в случаях, когда гражданин приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации и может дать согласие самостоятельно».

Аналогичные формулировки применены в ныне действующем Постановлении Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076". Предложенная разработчиком формулировка создаёт правовую неопределенность.

При законодательном закреплении возможности применения дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования необходимо установить:

- закрытый перечень оснований для перехода на дистанционное обучение с согласия обучающегося (законных представителей), максимальное количество обучающихся в группе дистанционного обучения, не превышающее количество обучающихся в классе очного обучения.

- обеспечение условий работы педагогическим работникам, привлекаемым к дистанционному обучению, в том числе обеспечение связью надлежащего качества, техническими средствами и их программным обеспечением, компенсацию расходов на связь и за использование личного имущества для исполнения должностных обязанностей.

 Председатель краевой организации                 И.Г. Мариш

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо