Актуальные новости в сфере образования
НОВОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Апрель 2022 г.
Коротко:
- До 31 декабря 2022 г. вводится упрощенный порядок признания в РФ иностранного образования и квалификации
- Установлено соответствие перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденных приказами Минобрнауки России
- В связи с вступлением в силу новой редакции номенклатуры научных специальностей Минобрнауки России даны разъяснения по Перечню рецензируемых научных изданий
- Утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
- Аттестационным комиссиям при проведении аттестации педагогических работников рекомендовано учитывать поощрения (дипломы и т.п.), полученные ими в профессиональных конкурсах всероссийского уровня
- Установлены особенности проведения в 2022 году государственной итоговой аттестации (ГИА)
- Установлены особенности приема на обучение по программам высшего образования и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году
- Минпросвещения России утвержден перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования
- С 18 апреля вступят в силу изменения показателей мониторинга системы образования.
Подробно:
1. До 31 декабря 2022 г. вводится упрощенный порядок признания в РФ иностранного образования и квалификации
Для граждан РФ признание полученного ими иностранного образования и квалификации будет осуществляться на основе практики признания аналогичного образования и квалификации, полученных в иностранных государствах и территориях, без направления запросов в их компетентные органы и организации.
Граждане, прибывшие на территорию РФ и имеющие документы об образовании и квалификации, полученные на территории Украины, освобождаются от обязательного представления оригинала документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему.
Документ: Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 584
2. Установлено соответствие перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденных приказами Минобрнауки России
Документом установлено соответствие специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89, специальностям и направлениям подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки, перечни которых утверждены приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060 и N 1061.
Документ: Приказ Минобрнауки России от 04.03.2022 N 197
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
3. В связи с вступлением в силу новой редакции номенклатуры научных специальностей Минобрнауки России даны разъяснения по Перечню рецензируемых научных изданий
В частности, отмечено, что рецензируемые научные издания, ранее включенные в Перечень по научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, которые были изменены или исключены из ранее действующей номенклатуры научных специальностей, считаются включенными в Перечень по этим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки до 16 октября 2022 года.
Документ: Письмо Минобрнауки России от 28.02.2022 N МН-3/1715
4. Утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
Концепция направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года.
Документом определены принципы государственной политики в указанной сфере, ожидаемые результаты реализации Концепции и целевые показатели ее реализации.
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
- на I этапе (2022 - 2024 годы) планируется, в частности, создать новые места для увеличения количества детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в детских школах искусств, осуществить переход на персонифицированное финансирование, создать современную инфраструктуру в системе дополнительного образования детей и др.;
- на II этапе (2025 - 2030 годы) планируется продолжить работу по реализации Концепции.
Документом также закреплен план мероприятий по реализации I этапа Концепции, который включает в себя мероприятия по повышению доступности и качества дополнительного образования детей, развитию кадрового потенциала и др.
Признано утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, ранее утвердившее аналогичную концепцию на период до 2020 года.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р
5. Аттестационным комиссиям при проведении аттестации педагогических работников рекомендовано учитывать поощрения (дипломы и т.п.), полученные ими в профессиональных конкурсах всероссийского уровня
В том числе рекомендуется учитывать поощрения, полученные педагогическими работниками во Всероссийском конкурсе "Большая перемена".
Документ: Письмо Минпросвещения России от 24.03.2022 N АЗ-327/08
6. Установлены особенности проведения в 2022 году государственной итоговой аттестации (ГИА)
Особенности проведения ГИА установлены:
для граждан, находящихся в РФ и осваивающих образовательные программы в образовательных организациях (ГИА проводится в формах, установленных Минпросвещения и Рособрнадзором, или по их выбору в форме промежуточной аттестации);
для граждан, находящихся в иностранных государствах и осваивающих образовательные программы в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций в форме семейного образования или самообразования с применением электронного или дистанционного обучения (ГИА проводится в форме промежуточной аттестации).
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 538
7. Установлены особенности приема на обучение по программам высшего образования и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году
Указанные особенности распространяются на граждан РФ, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств.
Кроме этого, документом определен порядок перевода прибывших на территорию РФ в 2022 году и утративших возможность продолжать обучение или поступать на обучение за рубежом:
- граждан РФ, которые до прибытия на территорию РФ проживали на территории ДНР, ЛНР, Украины;
- граждан ДНР, ЛНР, Украины, а также иностранцев, проживавших на указанных территориях до прибытия на территорию РФ.
Документ: Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 434
8. Минпросвещения России утвержден перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования
Перечень утвержден в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 июля 2018 г. N 884.
Документ: Приказ Минпросвещения России от 28.02.2022 N 96
9. С 18 апреля вступят в силу изменения показателей мониторинга системы образования
В частности, в разделе "Образование" на официальном сайте образовательной организации потребуется разместить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Есть и другие изменения.
Документ: Приказ Рособрнадзора от 20.01.2022 N 50