Экосистема непрерывного педагогического образования
В Томске на базе Томского государственного университета стартовал Всероссийский научно-образовательный форум «Экосистема непрерывного педагогического образования: модели, механизмы, ресурсы». Событие организовано Общероссийским Профсоюзом образования при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российской академии образования и Департамента образования Томской области.
Среди участников — председатели региональных организаций Профсоюза, представители профильных министерств и ведомств, депутаты, руководители, преподаватели и специалисты научных и образовательных организаций из Красноярска, Курска, Москвы, Омска, Самары, Томска, Уфы, Ярославля, других городов страны, студенты российских вузов.
Задача мероприятия — не просто констатировать проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, а предложить конкретные пути их решения.
— Наш форум посвящён обсуждению будущего учителей — важнейшего стратегического ресурса страны, — отметил модератор пленарного заседания, председатель первичной профсоюзной организации сотрудников Томского государственного университета, председатель Томской областной организации Профсоюза Олег Мерзляков. — Мы должны найти ответы на важные вопросы, касающиеся дефицита педагогических кадров: как организовать экосистему непрерывной подготовки педагогов, вернуть уважение к этой профессии и обеспечить благосостояние людей, которые её выбрали.
По его словам, Профсоюз видит свою роль не только в том, чтобы отстаивать права педагогов, но и быть активным участников формирования сложной и не всегда стабильной экосистемы.
— На одной из встреч педагоги задали мне такой вопрос: «Лариса Александровна, настанет ли когда-нибудь время, когда систему образования не будут модернизировать, вводить что-то новое, оставят нас в покое?», — поделилась мнением на открытии мероприятия председатель Профсоюза Лариса Солодилова. — Я сказала, что возможно мой ответ не порадует, но нет, никогда. В стремительно изменяющемся мире система образования не может не реагировать на эти трансформации. Когда перед государством и обществом время ставит определённые задачи, именно система образования первая на них реагирует. Нам — педагогическому сообществу — очень важно непрерывно повышать своё образование. Очень важно, что здесь, на томской земле, нам удалось на одной площадке собрать всех тех, кто искренне заинтересован в создании системы непрерывного образования в России.
В течение двух дней эксперты и участники будут работать на тематических площадках форума, посвящённых стратегическому развитию образования, профессионализму педагога, подходам и инструментам для ускоренного развития профессиональной успешности преподавателей и другим вопросам.
— Тема, вынесенная организатором на повестку форума, несомненно, является не только одним из наиболее приоритетных направлений государственного развития системы образования, но в целом относится к основным приоритетам государственного развития, — подчеркнул вице-президент Российской академии образования, академик РАО Виктор Басюк.
— Томский государственный университет создавался как исследовательский, и мы уже почти полтора века продолжаем удерживать эту важную рамку, — сказал ректор вуза Эдуард Галажинский. — ТГУ традиционно включается во все процессы осмысления того, что происходит в разных областях человеческого знания и жизни. Тема образования и того, что происходит с человеком в эпоху смены технологических укладов, чрезвычайно важна. В последние годы мы активно участвуем в обсуждении федеральной образовательной повестки, и я хотел бы призвать всех участников к открытому обсуждению проблемных вопросов. Буду очень признателен за сущностные предложения и видение, которое важно для развития российского образования в целом.
Как отметили участники, сегодня российская система образования сталкивается с серьёзными вызовами, в частности, с дефицитом педагогических кадров, особенно в сельской местности и в отдельных предметных областях. Мероприятие выступает платформой для всестороннего обсуждения этой проблемы.
В частности, на форуме говорят о необходимости включения региональных механизмов обеспечения финансового благополучия педагогов, а также управленческих мер по снижению материальных и социальных рисков. Среди затрагиваемых тем — психологическое благополучие педагогов и проблема выгорания, к которой ведёт ненормированный труд преподавателей. Результатом форума должны стать конкретные предложения, которые будут переданы в профильные министерства.
Фото: пресс-служба Томского государственного университета
