
II Международный конкурс молодых преподавателей вузов России и стран СНГ "Педагогическое начало"
Московский педагогический государственный университет и Евразийская ассоциация педагогических университетов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Общероссийского Профсоюза образования и Учительской газеты во второй раз проводят Международный конкурс молодых преподавателей вузов России и стран СНГ "Педагогическое начало".
Первый конкурс состоялся в марте-октябре 2016 года. Тогда его участниками стали более 100 молодых преподавателей из России и стран СНГ. На финал конкурса, который проходил на базе Московского педагогического государственного университета, были приглашены 15 лучших молодых преподавателей России и стран СНГ в качестве участников, а также 15 молодых преподавателей из вузов стран Содружества в качестве гостей конкурса. Программа финала помимо конкурсной части предусматривала экскурсии по памятным местам Москвы, а также общение и обмен мнениями участников и гостей с организаторами конкурса и между собой.
В результате проведения первого международного конкурса молодых преподавателей вузов "Педагогическое начало" была создана и апробирована модель проведения международного конкурса молодых преподавателей педагогических вузов государств-участников СНГ, инициировано объединение молодых преподавателей в рамках Евразийской ассоциации педагогических университетов, организованы стажировки для молодых преподавателей стран СНГ - победителей и призёров финала конкурса.
В целом, конкурс способствовал дальнейшей интеграции педагогических университетов в области образования и науки, развитию межкультурного диалога на пространстве Содружества Независимых Государств, что отмечали в своих отзывах участники и гости финала конкурса. Данные выводы послужили основанием для принятия оргкомитетом решения о необходимости регулярного проведения состязания.
II Международный конкурс стартовал в начале февраля и продлится до 20 апреля 2018 года, когда завершатся конкурсные испытания очного этапа и станут известны имена победителей и лауреатов.
Конкурс проводится в целях дальнейшего укрепления международного сотрудничества вузов СНГ в сфере педагогического образования путём предоставления дополнительных возможностей для развития научного и творческого потенциала, самореализации и дальнейшего профессионального роста молодых преподавательских кадров на пространстве Содружества.
Проведение конкурса поможет организовать обмен эффективными образовательными практиками, влияющими на повышение качества высшего педагогического образования в странах СНГ и будет способствовать дальнейшему развитию академической мобильности профессорско-преподавательского состава педагогических вузов государств-участников СНГ.
Конкурс приурочен к Году культуры в СНГ и 145-летию Московского педагогического государственного университета.
Организационно II Международный конкурс "Педагогическое начало" также, как и I конкурс, состоит из двух этапов: заочного, предполагающего экспертизу подготовленных и присланных участниками материалов, и очного, включающего конкурсные испытания для финалистов.
На заочный этап конкурса поступили заявки от более чем 100 участников, представляющих организации высшего и дополнительного профессионального педагогического образования России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана.
Центральной темой конкурса 2018 года стало онлайн-образование в высшей школе стран СНГ. Данная тема предложена конкурсантам для самостоятельной проработки и написания эссе, по этой же теме будет проходить панельная дискуссия на очном этапе
К настоящему моменту завершился заочный этап конкурса, на который конкурсанты помимо эссе о перспективах онлайн-образования в высшей школе представили разработки своих занятий со студентами, видеоролики "Почему я выбрал профессию преподавателя", а также ссылки на собственные профессиональные ресурсы в сети Интернет. Эксперты отметили достаточный уровень профессионализма молодых преподавателей, который проявился в том, что практически все конкурсанты представили на конкурс разработки занятий со студентами на хорошем профессиональном уровне, это говорит об умении эффективно организовать образовательный процесс, а также о стремлении молодых преподавателей применять современные наиболее эффективные образовательные технологии.
В целом конкурсанты предъявили конкурсные материалы, соответствующие основным требованиям критериев экспертизы. Экспертная группа отметила большой интерес участников конкурса к проблематике онлайн-образования, а также тот факт, что конкурс стал действенным стимулом для создания конкурсантами собственных профессиональных сайтов/страниц в соцсетях.
Эксперты, подводя итоги заочного этапа конкурса, представили список 15 лучших участников конкурса по итогам экспертизы конкурсных материалов. Участники конкурса, вошедшие в шорт-лист, в соответствии с Положением о конкурсе приглашены на очный этап (финал) 19-20 апреля 2018 года в Москве в главном корпусе Московского педагогического государственного университета:
- Абдилайып уулу Омурбек (Ошский государственный университет, Кыргызстан)
- Алексанян Анна Сейрановна (Ереванский государственный университет, Армения)
- Блохина Ольга Анатольевна (Институт развития образования Калининградской области, Россия)
- Давлетшина Анна Александровна (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Россия)
- Загидулина Татьяна Андреевна (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия)
- Злобина Елена Александровна (Вятский государственный университет, Россия)
- Ибрагимов Аман Илесович (Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан)
- Куренная Елена Викторовна (Институт развития образования Краснодарского края, Россия)
- Лагунова Ольга Владимировна (Белорусский государственный университет имени Максима Танка, Беларусь)
- Мохова Вероника Олеговна (Нижегородский институт развития образования, Россия)
- Осинина Татьяна Николаевна (Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево Московской области, Россия)
- Сагынбаев Эмиль Кадырбекович (Ошский государственный университет, Кыргызстан)
- Сотникова Марина Сергеевна (Московский педагогический государственный университет, Россия)
- Укибаев Рустам Жуманбекулы (Таразский государственный педагогический университет, Казахстан)
- Шпак Дарья Сергеевна (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь)
Финалистов ждут очные конкурсные испытания, которые позволят оценить уровень их профессионального мастерства:
- Открытое занятие для студентов - в течение 20 минут участники конкурса проводят занятие для группы студентов;
- Мастер-класс для коллег - в течение 20 минут участники конкурса представляют наиболее важную составляющую своего педагогического опыта, которая может быть интересна всем преподавателям.
Отличительной особенностью конкурса в этом году. станет изменение условий проведения панельной дискуссии на очном этапе. В этом году не все финалисты, а только пятеро конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки двух очных конкурсных заданий, объявляются лауреатами конкурса и приглашаются к участию в панельной дискуссии "Онлайн-образование в высшей школе: миф или реальность?". В течение 1-1,5 часов участники конкурса дискутируют с экспертами-лидерами педагогического образования. Победителями в конкурсном задании "Панельная дискуссия" и одновременно всего конкурса становятся трое из пяти участников с максимальным количеством баллов по итогам очного этапа.
Подведение итогов конкурса в этом году будет проходить 20 апреля на площадках Московского международного салона образования, что позволит участниками и гостям конкурса познакомиться с основными экспозициями выставки и получить дополнительные возможности для повышения своей квалификации.
Оргкомитет конкурса благодарит всех, кто принял участие во II Международном конкурсе "Педагогическое начало", а также администрации вузов, профсоюзные организации, оказавшие поддержку проведению данного конкурса. От души поздравляем победителей заочного этапа и желаем всем им успешных выступлений на очном этапе.