Главная / Права и интересы / Разъяснения

Актуальные вопросы оплаты труда работников образования в 2019 году

Пресс-служба Профсоюза. 20.11.2019
Печать

1. Как будет оплачиваться дополнительная деятельность педагогов и классное руководство?

В письме Минпросвещения от 14 октября 2019 Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России разъяснил порядок вознаграждения педагогов за дополнительную работу, в том числе функции классного руководителя.

С 1 января 2006 года действие постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя", распространяется на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548).

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с указанным Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Кроме того, согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, система оплаты труда в конкретной образовательной организации устанавливается локальными нормативными актами - положением об оплате труда, положением о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, положением о распределении премиальных выплат, являющимися приложением к коллективному договору образовательной организации. При этом статьей 135 ТК РФ установлено, что данный локальный акт принимается с учетом мнения

представительного органа работников (как правило, общего собрания трудового коллектива).

Размеры и условия дополнительных выплат, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемой с письменного согласия педагогического работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы), а также фактический объем учебной нагрузки, определяемые ежегодно на начало учебного года в соответствии с приказами Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (пункт 2.3 раздела II) и от 22 декабря 2014 г. № 1601 (раздел I приложения № 2) устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.

2.Сколько платить учителю, который замещает заболевшего коллегу?

Закон требует, чтобы работник при замещении обязательно получал доплату (ст. 151 ТК).

Педагог должен пройти учебную программу по своему предмету с опережением, если замещает коллегу с другой специальностью. Например, учитель химии проводит дополнительно уроки по своему предмету, пока педагог, который преподает английский язык, болеет. Когда последний поправится, химик передаст ему свои учебные часы, за счет которых болевший восполнит пропущенные занятия.

Преподаватель иностранного языка должен получить дополнительную плату за все часы, которые он отработает сверх фактического объема своей учебной нагрузки. За учебные часы по своему расписанию ему нужно будет заплатить по тарификации.

Зарплату считают не только по нагрузке, но и по количеству и качеству труда, который педагог отработал фактически. Нагрузка учителя определяется по количеству часов в неделю, а зарплату вы должны выплачивать не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК). Работник вправе получать зарплату своевременно и в полном объеме (ч. 1 ст. 21 ТК). Поэтому если вы заплатите педагогу-заместителю только через месяц, то нарушите срок, который установлен для выплаты. Если вы будете проводить оплату в конце года, это ухудшит положение работника, что закон запрещает (ст. 135 ТК).

Пример. Сколько заплатить педагогу-заместителю по рекомендации профсоюза. Учитель химии по своему предмету провел дополнительно 10 уроков в ноябре, пока специалист по английскому языку болел. Когда тот вышел на работу, то провел 7 уроков по своему расписанию и 10 занятий по расписанию химика. За ноябрь школа заплатила учителю химии по тарификации 18 000 руб., а педагогу по английскому языку – по тарификации с учетом дополнительных часов – 18 000 руб. + 2437,40 руб. = 20437,40 руб.

Советуем организовывать замещение не одним предметником, специальность которого отличается от замещаемого преподавателя, а несколькими. Так вы сможете распределить дополнительную нагрузку на нескольких учителей, и им будет легче справиться с основными обязанностями. Например, учителя английского языка может заместить не один химик, а химик, физик, математик. Также дети будут меньше перегружены, чем при большом количестве уроков по одному предмету.

Мнения профсоюза и ГИТ на оплату замещения педагога с той же специальностью сходятся. Оплатите работу учителя-заместителя дополнительно и учтите сроки замещения и квалификацию работника. Если категории замещаемого и замещающего педагогов различаются, доплату производите по собственной категории учителя.

Если вы для замещения принимаете работника временно, заключите с ним срочный трудовой договор. Зарплату начисляйте такую же, как и у отсутствующего педагога, но с учетом квалификации принятого.

Директору не всегда удается найти учителя-заместителя. Иногда никто из работников не соглашается проводить занятия вместо заболевшего. Учтите, что когда педагог вернется с больничного, вы не сможете заставить его восполнять программу сверх количества часов по расписанию и без дополнительной платы.

3.В каких случаях работодатель имеет право удерживать деньги из зарплаты педагогов?

Работодатель вправе удержать деньги из зарплаты педагога, чтобы погасить его задолженность школе (ст. 137 ТК). Например, если необходимо возместить неотработанный аванс, который выдали работнику в счет зарплаты. Обратите внимание, даже после удержания работнику надо выдать не менее 30% зарплаты (ст. 138 ТК). Удержать деньги из зарплаты можно, чтобы вернуть суммы, которые выплатили работнику из-за счетных ошибок. Так же можно поступить, если орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признал вину работника в невыполнении норм труда или простое (ч. 3 ст. 155, ч. 3 ст. 157 ТК). Если увольняете работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска тоже удерживайте деньги из зарплаты.

Вышеуказанные разъяснения отражены в письме Минтруда от 23.10.2018 № 14–1/ООГ-8448.

 

 

 

 

юрисконсульт В.А.Сазонова

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо