Главная / О нас

Результаты анкетирования педагогических работников образовательных организаций АО

Пресс-служба Профсоюза. 13.10.2016
Печать

В соответствии с планом работы Аттестационной комиссии Астраханской области 2016 г. в мае-июле было проведено анкетирование среди педработников образовательных организаций АО, которые прошли аттестацию по новым критериям портфолио.
В анкетировании участвовали 349 чел. из всех муниципальных образований и областных учреждений, в т.ч. и ссузов, не входящих в наш Профсоюз - медколледж например).
Из 349 чел., участвующих в анкетировании свыше 34% педработников имеют педагогический стаж от 20 до 30 лет, 10% - 15% имеют стаж работы от 10 до 20 лет - от участвовали в анкетировании.
Можно заметить тенденцию по районам по молодым учителям, что проработав 3-5 и более лет боятся проходить аттестацию (Красноярский, Лиманский, Наримановский, Черноярский, Ахтубинский районы). И пока идут на соответствие занимаемой должности.
По стажу работы в должности практически такая же тенденция. На аттестацию идут педагоги со стажем работы более 20 лет – 30,4%.
В Черноярском районе 80% участников анкетирования имеют стаж более 20 лет.
В Ахтубинском, Володарском, Енотаевском, Камызякском, Лиманском и Приволжском районах от 30 до 61,9% участвующих в анкетировании имеют стаж более 20-30 лет.
Что касается областных организаций, то здесь картина другая среди участников анкетирования (28,6%) имеют стаж работы в должности от 11 до 15 лет.
Основными причинами, побудившими участвовать в прохождении аттестации участники назвали три основные причины:
I. Окончание срока действия категории – 38,2.
II. Материальное стимулирование – 27,8.
III. Статус образовательной организации – 26,7%.
Это говорит о том, что принцип материальной заинтересованности важен – 60% - 25% - высшая и I дает значительную прибавку к зарплате.
А если говорить о статусе организации, говорит о высоком сознании учителей: заботиться о росте имиджа образовательной организации, где они работают.
Привлекает внимание, что 2,4% опрошенных в Ахтубинском районе считают, что имея I или высшую категорию - это приводит к повышению рейтинга среди родителей.
Что касается трудностей при проведении аттестации, то в целом по области 41,3 % участников ответили, что не испытывают трудностей при сдаче компьютерного тестирования по психолого-педагогическому блоку. А если судить о районах, то в Ахтубинском и Володарском районах (27,3 и 40%) соответственно испытывают трудности, что заставляет сделать вывод о том, что учителя нуждаются в помощи и переподготовке по психолого-педагогической переподготовке и этим районам надо обратить на это внимание.
Наибольшую сложность у учителей вызывают вопросы нормативно-правового блока. Около 70% участников испытывали трудности при ответе на вопросы. Красноярский, Лиманский, Наримановский, Черноярский, Енотаевский, Володарский районы нуждаются в серьезном обучении учителей по основам ТК РФ. И мы это видим, когда изучаем вопросы по соблюдению трудовых прав работников при заключении трудовых договоров и заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Необходимо включить в программы курсов повышения квалификации разделы, касающиеся ТК, нормативно-правового обеспечения образования, основ педагогики и психологии.
Что радует, - почти 90% учителей не испытывали трудностей при подготовке процедуры аттестации в части формирования портфолио. Но в Ахтубинском районе - 60% испытывают трудности, и свыше 30% - в Наримановском районе.
Ослаблена работы как руководителей, так и специалистов управления образования по вопросу подготовки педработников к аттестации.
По Ахтубинскому району 100% опрошенных заявили о трудностях при формировании портфолио.
Следует обратить внимание, что 12% учителей из Красноярского района указали на наличие материальных затруднений при прохождении аттестации (дважды тренировочное тестирование, оформление и размножение материалов к портфолио).
Значительный разброс в мнениях показывает анкетирование о знаниях ими необходимой информации по прохождению процедуры аттестации до подачи заявления в Аттестационную комиссию.
Вместе с тем опрос показал, что информированность педагогов о порядке проведения аттестации сроках рассмотрения материалов, дате, месте проведения, критериях оценки портфолио – слабая.
Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточной работе должностных лиц образовательных организаций, специалистов муниципальных образований, тех, кто отвечает за подготовку педагогов к аттестации.
При этом главную помощь в подготовке к аттестации учителя получают от коллег, которые уже прошли аттестацию 44%. И только 20% - специалистов, отвечающих за этот раздел работы.
Наибольшие трудности испытывают учителя в Ахтубинском, Икрянинском, Черноярском районах.
На вопрос, как Вы осуществляли подготовку к аттестации практически равномерно распределились показатели 17,6% учителей проходили курсы повышения квалификации (а из Наримановского района – 34,3%).
22,2% - проходили тренировочное тестирование, причем некоторые по несколько раз.
16.6% - осуществляли подготовку через интернет.
10% - участвовали в семинарах по обмену опытом.
Около 1% даже поступили в магистратуру.
5% воспользовались консультационной помощью.
Можно увидеть, что аттестация подвигает учителей постоянно учиться, используя разные формы получения знаний.
Все участники в основном более 60% довольны оказанной помощью. Хотя учителя Наримановского, Харабалинского и Черноярского районов отмечают, что получили не совсем качественную и квалифицированную помощь в подготовке к аттестации.
75,1% участников анкетирования оценили комфортность при организации прохождения процедуры аттестации (организация тестирования, время ожидания, организация условий при сдаче портфолио).
Учителя Черноярского района указывают на определенные трудности при сдаче портфолио в Центр мониторинга (приходится тратить иногда 2 дня, поэтому и предлагают дистанционный вариант тестирования и электронное портфолио).
Вызывает немного удивление, что 60% участников опроса, что их все устраивает и у них нет предложений по улучшению процедуры проведения аттестации.
Но вместе с тем, часть педагогов внесли деловые и заслуживающие внимания предложения.
Сделать процедуру аттестации доступней, понятной в организационном плане для дальних районов (г. Знаменск, Черный Яр, Ахтубинск и даже Енотаевка и Харабали).
Часть участников анкетирования предлагают убрать компьютерное тестирование.
Другие предлагают изменить вопросы по блокам (психолого-педагогическому и нормативно-правовому), сделать вопросы понятными, не требующие двойного толкования и не бояться открыть вопросы, чтобы изучать их заранее, внеся этот блок в курсовую переподготовку педагогов через ИРО:
- Обеспечить хорошую информационную поддержку на уровне муниципальных образований, ИРО и, конечно же, образовательных организаций;
- Изменить инвариантную часть портфолио;
- Проводить экзамены для учителей в независимой организации и по итогам тестирования присваивать звания ( получил 200 б – высшую категорию, 150 б – I категорию без подачи заявлений на определенную категорию).
По тренерам – преподавателям, преподавателям спецдисциплин ссузов предлагают пересмотреть оценивание в баллах по ряду показателей.
Были и такие предложения, как отменить аттестации для тех, кто имеет стаж работы свыше 28 лет и звания «Заслуженный учитель школы РФ», изменить процедуру аттестации для экспертов отменив компьютерное тестирование.
Таким образом, проведение небольшого социологического опроса (анкетирования) можно сделать вывод, что существующая система аттестации педкадров является действенным механизмом повышения профессиональной квалификации педагогов, укрепления их статусного положения, создания условий для их творческого и карьерного роста, повышение авторитета образовательной организации в целом.
В целом существующая система аттестации не вызывает особых сложностей, но существуют ряд проблем, которые необходимо решать.
В рамках профессиональных групп неободимо наработать предложения по совершенствованию инвариантной части портфолио и процедуру самих экзаменов и будем двигаться дальше, создавая комфортные условия для совершенствования профессионального роста учителей.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо