"Школа толерантности"
4 апреля в Лаганском районе прошел Межрегиональный профсоюзный форум педагогов по вопросам профилактики коммуникативной деструкции, социальной дезадаптации, подростковой агрессии и экстремизма «Школа толерантности». В работе форума приняли участие педагоги и учащиеся Приволжского и Лиманского района Астраханской области, Лаганского и Черноземельского районов Республики Калмыкия. Соорганизаторами данного форума выступили психологи Центра психолого - педагогической помощи в сфере образования, сотрудники Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования, студенты Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.
Студенты Калмгосуниверситета организовали тренинг-курс для обучающихся Лаганских школ № 1, 3 и Карагалинской школы на знакомство, сплочение и развитие толерантности. Для выпускников школы была проведена ознакомительная онлайн-экскурсия по КалмГУ.
Педагог-психолог МКОУ «Лаганская СОШ №3 им. Очирова Л.-Г.Б.» Мордиева Б.В. подготовила ролевые игры на тему «Конфликты в нашей жизни». В ходе игры дети учились находить бесконфликтный выход из спорных ситуаций. Программа для обучающихся завершилась национальными спортивными состязаниями «Баатрмуд, уралан!». Детские команды Республики Калмыкия подготовили для гостей из Карагали мастер-классы по стрельбе из лука, игре в альчики, борьбе на поясах (педагог-организатор ОБЖ МКОУ «Лаганская СОШ №3 им. Очирова Л.-Г.Б.», Явинов И.В.).
В рамках форума для педагогов проведены тематические уроки и образовательные события. После завершения линейки уроков и внеурочных занятий педагоги приняли участие в ситуативно-ролевой игре по проблемам профилактики коммуникативной деструкции, социальной дезадаптации и подростковой агрессии, подготовленной психологами Центра психологической помощи семье и образованию (Бадмаева Г.Б., психолог; Дорджиева С.В., социальный педагог; Дорджиева В.П., клинический психолог). Учителям было предложено сыграть в ролевую игру «Остров». В данных обстоятельствах каждому выпала роль социального типажа: лидера, паникера, эгоиста, миротворца и т.д. Игра позволила каждому на время сменить свою «жизненную» социальную роль и увидеть мир глазами другого человека.
Сложнее для учителей оказалось расстаться со своей привычной назидательной, немного осуждающей манерой общения. Суть следующего этапа психологической игры заключалась в трансформации формулировки «Ты должен…» в «Я - высказывание». Такая формулировка является хорошей профилактикой конфликтных ситуаций и позволяет легче наладит продуктивный диалог.
И, наконец, самым сложным оказался этап «Властелины кольца». Тренинг заключался в следующем: к кольцу привязано двенадцать нитей. Вторые концы в руках игроков. Задача игроков, регулирую положение кольца, опустить его точно на монетку на полу. Сложность заключалась в том, что каждому игроку казалось, что именное в его руках находится направляющая нить. Выполнение задание потребовала от его участников способности слышать и доверять друг другу.
На этом завершилась практическая часть форума. Образовательные организации Лаганского района представили свой опыт по профилактике коммуникативной деструкции, социальной дезадаптации и подростковой агрессии. Специалисты Центра психологической помощи внесли значительный вклад в формирование психолого-педагогической компетентности учителей в данном направлении. Далее следовала не менее важная теоретическая часть форума - круглый стол, модератором выступила заместитель председателя МКУ «Управление образования и культуры АЛРМО» Берладина Е.Л.
В круглом столе приняли участие заместитель Главы Администрации Лаганского РМО по социальным вопросам и связям с общественностью Козловцева И.А.; инспектор по делам несовершеннолетних Алымова Е.А.; корреспондент районной газеты «Приморские известия», Манджиева С.Д.-Г. Были рассмотрены и проанализированы причины таких важных явлений в жизни современной школы как буллинг, троллинг и скул-шутинг. С докладом выступила психолог КРИПКРО Сангаджиева О.Б., которая подвела нас к более предметному разговору о формировании морально-волевой сферы, нравственного здоровья обучающихся в пределах компетенции педагога. Психолог ЦПППСО Гиляна Борисовна сформулировала один из основных тезисов в профилактической работе: «Не бывает бездарных детей. В каждом ребенке есть ростки успешности. Надо только создать для каждого свою ситуацию успеха».
Учителя - участники круглого стола много говорили о сложностях педагогической работы, о риске профессионального, эмоционального выгорания. Резолюцией «круглого стола» было вынесено мнение, что важной составляющей в организации безопасной, комфортной среды в школе является формирование гармонично развитой личности посредством использования возможностей системы дополнительного образования, внеурочной деятельности, волонтерского движения и детского самоуправления. Участникам круглого стола была представлена работа Лаганской школы №3 по формированию отряда «Юнармия» (Наранова Л.Н.). Значимость данному отряду придает многолетний опыт Заслуженного работника общего образования РФ, Заслуженного работника физической культуры и спорта РК Атешева Ю.З., который развивает данное направление с 90-ых годов. Благодаря его преданности делу, энтузиазму, для выпускников и сегодняшних школьников «юнармейское движение» - это уже образ жизни.
Закрытие форума было представлено концертными номерами учителей и школьников всех организаций района. Участники форума получили сертификаты, социальным партнерам были вручены профсоюзные благодарности за активное участие в форуме «Школа толерантности». Гости из Астраханской области выразили благодарность и надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Татьяна Мукабенова, председатель
Лаганской районной организации Профсоюза