Главная / Деятельность / Заработная плата

Отраслевая система оплаты труда учителя: учтут ли ошибки прошлых лет?

Пресс-служба Профсоюза. 08.09.2020
Печать

Минпросвещения России приступило к формированию отраслевой системы оплаты труда. По словам Сергея Кравцова, первым шагом на пути формирования единых подходов к оплате труда в системе образования станут изменения Трудового кодекса РФ. По словам главы ведомства, министерство подготовит предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов. «Будет учитываться фактический объем учебной нагрузки, а также [предусмотрен] учет в оплате иной работы, которую выполняют учителя. При этом мы делаем все, чтобы у педагогов было время на саморазвитие, развитие своих учебных программ, освобождая их от излишней бюрократической работы с отчетностью», – отметил министр. Что, на ваш взгляд, нужно учесть при формировании новой системы?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Новая система оплаты труда должна разрабатываться в связке с системой профессионального роста педагогов. Сегодня доплата за качество педагогической деятельности вынесена в стимулирующий фонд, распределение которого часто непрозрачно. В ряде регионов разница в оплате педагогов разных категорий очень незначительна. Например, получение первой категории может повысить зарплату педагога на 300 рублей, а получение высшей категории – на 700. Очевидно, что объем усилий, которые нужно затратить, чтобы повысить свою квалификацию, значительно превышает размер бонуса. В этой ситуации мотивация к повышению квалификации практически отсутствует. Поэтому отраслевую систему оплаты труда нужно разрабатывать с учетом обсуждаемого профессиональным сообществом проекта квалификационных требований к учителю. Он разработан в соответствии с профстандартом педагога и сейчас направлен Министерством просвещения для рассмотрения и утверждения в Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. На федеральном уровне должны быть определены минимальные значения окладов учителей. Несколько лет назад при переходе на эффективный контракт многим учителям не добавили стимулирующую часть к некогда гарантированному окладу, а просто поделили объем выплат на две части. Одну из них – стимулирующую – со временем начали урезать. Базовый оклад учителя в некоторых регионах может не достигать уровня МРОТ. Опрос ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» в июне 2019 года показал, что, например, в Алтайском крае его размер может быть 3055 рублей, что составляет 13% от средней зарплаты. Педагоги из Рязанской области в ходе опроса сообщали об окладах в 6500 рублей, Республики Адыгея – 6540, Астраханской области – 8000 рублей. Большинство учителей стараются брать дополнительную нагрузку – 61% учителей сообщили, что работают больше, чем на одну ставку, а каждый десятый педагог – на две и более. Но есть и педагоги, которым достаточно одной ставки, и заработную плату до МРОТ им нередко доводят специальной надбавкой. Отраслевая система оплаты труда должна учесть уроки прошлых лет. Новый уровень решаемых задач должен подкрепляться материально, а принцип повышенных выплат за качество работы, за профессионализм, за достижения должен быть оформлен нормативно. Примером может служить Ульяновская область – в 2019 году там запланировали доплату в 12300 рублей в месяц педагогам-наставникам, 6150 рублей – педагогам-методистам, почти 10 тысяч рублей – педагогам-исследователям.

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:

– При обсуждении принципов новой отраслевой системы оплаты труда в сфере образования в рамках рабочей группы Минпросвещения России Общероссийский профсоюз образования предлагает сосредоточить внимание на обсуждении и проработке вопросов порядка и размеров установления базовых ставок заработной платы (должностных окладов) учителей и иных педагогических работников, которые, как мы настаиваем, будут установлены Правительством РФ и приобретут статус федеральных гарантий. Мы неоднократно обращали внимание власти на неоправданно низкие размеры ставок и окладов педагогов. В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя составляет три-четыре тысячи рублей. Проведенный в 2020 году очередной мониторинг оплаты труда педагогов вновь показал неутешительную картину: в 80 процентах российских регионов ставки (должностные оклады) учителей за установленную норму учебной нагрузки не достигают даже уровня федерального МРОТ. Более чем в половине регионов доля ставок и окладов, то есть гарантированной части в структуре заработной платы учителей, не достигает 30 процентов. Следующая важная задача – установить на федеральном уровне четкий перечень обязательных для сферы образования компенсационных и стимулирующих выплат. И, конечно, важно тщательно провести мониторинг численности всех категорий педагогических и иных работников сферы образования – по всем квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп должностей работников образования. Чтобы никто не был забыт при определении размера дополнительных бюджетных средств, необходимых для реализации этого долгожданного социального проекта.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории и обществознания:

– Я работаю в школе 9 лет, на протяжении всего этого времени в самых высоких эшелонах речь идет о повышении престижа учительской профессии, ее привлекательности для выпускников вузов. Это напрямую связано с оплатой труда. В некоторых регионах до сих пор учителя с высшей категорией получают 12 тысяч рублей в месяц, работая даже больше, чем на ставку. При этом учитель всегда выполняет большое количество «другой педагогической работы» (которое еще больше увеличилось в формате дистанта), оформляет тонны бюрократической макулатуры. Поэтому новая система, какая бы она ни была, ни в коем случае не должна привести к уменьшению уровня оплаты учительского труда и увеличению бюрократической нагрузки, подтверждающей право получать те или иные выплаты. Во многих умных книжках написано, что будущее образования не предметное, а межпредметное, связанное с интеграцией общего и дополнительного образования, с выходом за пределы классной комнаты, проведением занятий и реализацией проектов вне школы, в том числе на объектах культуры, спорта, производства и т. д. Между тем для бухгалтерии школы по-прежнему проблемой остается подсчет часов нагрузки и оплата их при проведении, например, бинарного урока, когда один урок ведут сразу два учителя. Не говоря уже о том, что практически невозможно с бухгалтерской точки зрения в одно занятие «поместить» учителя общеобразовательных предметов и педагога дополнительного образования. Поэтому хочется выразить надежду, что новая система оплаты труда будет ориентирована на векторы развития образования, не создавая препятствий финансированию по-настоящему современных образовательных проектов, а, напротив, открывая для этого широкие возможности.

Эмилия СЛАБУНОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, депутат ЗС РК, член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике ЗС РК, Карелия:

– В своем выступлении в парламенте Карелии назвала главные условия, которые необходимо соблюсти при решении вопроса об оплате учителей: базовый оклад в размере не менее двух МРОТ (реском профсоюза согласен на один МРОТ); расчет средней зарплаты делать на одну ставку, а не на физическое лицо; в средней зарплате не учитывать платные услуги, оказываемые школой; не допускать интенсификации труда педагогов за счет переполненных классов; не допускать манипуляций с методиками расчета для доведения до средней зарплаты по региону. Подчеркну особо: базовые условия должны быть едиными во всех регионах для соблюдения конституционного принципа равной оплаты за равный труд.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область:

– В первую очередь при формировании новой системы оплаты труда педагогов, на мой взгляд, необходимо установить единый размер минимального оклада (должностного оклада), далее – единый размер отраслевого коэффициента и единые коэффициенты уровня образования педагогов, а также единые коэффициенты за квалификационную категорию. Минимальный должностной оклад не должен быть ниже МРОТ. В Вологодской области, например, этот оклад на сегодня составляет 4089 рублей.

Александр МАМКИН, к. п. н., преподаватель Суджанского сельскохозяйственного техникума, трижды победитель номинации областного конкурса «Преподаватель года», активист профсоюза «Учитель» и ОНФ, Курская область:

– Если есть федеральные требования к учебному процессу и единый госэкзамен, то и оплата педагогов должна выделяться из федерального центра и подчиняться единым правилам начисления. Территориальная дискриминация недопустима, зарплата в различных уголках страны должна отличаться только на коэффициент региональных надбавок. Нам не хватает простых, понятных, единых правил начисления зарплаты. Учитель должен иметь возможность с калькулятором в руках подсчитать размер своей зарплаты. На одну ставку педагог должен получать среднюю зарплату. Всем понятно, что оклад не может быть в десять раз меньше средней зарплаты, поэтому надо повышать размер оклада и стоимость часа – учитель должен работать на одну ставку, и эта ставка должна гарантировать получение зарплаты, равной средней по стране. Дело в том, что учительская ставка в 18 часов в неделю возникла не на пустом месте, ведь если работать на полторы-две ставки, то неизбежно появится профессиональное выгорание, накопится стресс, учитель просто не успеет восстановиться до работы. Считаю, майские указы будут выполнены тогда, когда не менее 95% всех учителей будут получать среднюю зарплату по стране.

Источник: Учительская газета

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо