
Как в советское время была устроена школа полного дня
Опыт учебного заведения Калужской области и его легендарного директора
18 марта 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Александра Фёдоровича Иванова (1925-2009) — выдающегося педагога, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, почетного гражданина Калужской области. Более полувека Александр Фёдорович был директором Мятлевской средней школы Калужской области, он единственный среди педагогов-калужан удостоен звания «Народный учитель Российской Федерации».
Вся жизнь Александра Иванова прошла на калужской земле. Он родился в деревне Ковыряевка Медынского района в крестьянской семье. До войны работал на селе избачом, учителем начальной школы. Во время Великой Отечественной служил в Белоруссии. Демобилизовавшись из армии, заведовал начальной школой, работал инспектором РОНО. В 1954 году пришёл преподавать историю в школу села Мятлево, а в 1958 году стал её директором. Мятлевскую школу, ставшую ему родной, он возглавлял более 50 лет!
Александр Фёдорович теоретически обосновал идею школы полного дня и практически воплотил её в жизнь в сельской школе. Педагог-гуманист, он в своей деятельности предвосхитил многие идеи и практики современного образования.
Школа полного дня: теория и практика
Во второй половине 1960-х - в 1970-е годы Мятлевская средняя школа становится одним из центров инноваций в калужском образовании. Результаты работы школы и деятельность её активного директора были замечены не только на областном, но и на республиканском и всесоюзном уровнях.
Ключевым моментом стало знакомство Александра Иванова с Эдуардом Костяшкиным. Эдуард Георгиевич Костяшкин - выдающийся советский учёный, доктор педагогических наук, педагог-практик, директор московской школы №544, автор множества ценных идей, самая известная из которых - концепция школы продлённого и полного дня. Эдуарду Георгиевичу были очень нужны неординарно думающие управленцы-практики. И одним из тех, кто с энтузиазмом взялся за воплощение идеи школы полного дня, был Александр Фёдорович Иванов. Мятлевская школа идеально подходила для эксперимента: она была сельской, достаточно крупной - в 1980/81 учебном году насчитывалось 17 классов-комплектов, обучалось 400 учащихся, её возглавлял активный директор-инноватор, в школе работал сплоченный коллектив учителей-единомышленников. Кроме того, у школы был сильный шеф - совхоз «Мятлевский». Немаловажную роль сыграла и близость школы к областному центру, наличие рядом профтехучилища. Добавим отсутствие в селе учреждений внешкольной работы (дополнительного образования), тесную связь школы с учреждениями культуры, а также её высокий авторитет в сельском социуме, среди родителей учеников.
С 1974 года коллектив школы, направляемой лабораторией прогнозирования и развития общеобразовательной школы научно-исследовательского института общей педагогики Академии педагогических наук СССР, которую возглавлял Э.Г. Костяшкин, начал апробацию инновационной модели организации образовательного процесса, получившей впоследствии название «Школа полного дня».
Модель базируется на идее полной занятости её учащихся в течение всего дня урочной, внеурочной деятельностью, трудом, игровой деятельностью. Дети не только учатся, но и получают дополнительное образование, общаются, играют, питаются, занимаются спортом, художественной самодеятельностью, общественно-полезным трудом и общественной работой. «Школа полного дня становится вторым домом для детей, а для некоторых - более чем домом», - писал А.Ф.Иванов.
Мятлевская школа была открыта для детей до самого вечера. После обеда школьники в удобное для них время приходили в учебные кабинеты, спортивный зал, мастерские, пионерскую комнату. Таким образом, они ежедневно в течение почти полного рабочего дня, а то и более, занимались в благоприятных условиях и находились под контролем учителей, а их деятельность направлялась школой. Кроме того, в течение дня дети получали трёхразовое горячее питание.
Александр Иванов был уверен: организуя присмотр и уход за детьми, их взросление в совместном труде и отдыхе, школа оказывает систематическую помощь семье, где зачастую гораздо более скромные бытовые условия, педагогические возможности родителей. Именно режим полного дня, считал он, позволяет наиболее эффективно объединить урочную и внеурочную деятельность, а также воспитательную функцию семьи и школы, школы и совхоза, обучение детей, их общественно-трудовую деятельность, эстетическое и физическое развитие.
Главную задачу школы полного дня Александр Фёдорович видел в мобилизации школьных материальных, организационных образовательных ресурсов, возможностей сельского социума, семьи, общественности для повышения качества образования детей, развития их творческого потенциала, способностей и дарований ребёнка.
Решая почти весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, школа полного дня, в отличие от широко распространённых тогда школ-интернатов, существенно повышает эффективность общественного воспитания, но при этом значительно усиливает связь школы с семьёй и социальной средой.
Эти идеи были изложены А.Ф.Ивановым в его книгах «Сельская школа полного дня» (написана совместно с Э.Г.Костяшкиным в 1981 году) и «Сельская школа» (1987 год), а также многочисленных газетных и журнальных публикациях.
Александр Фёдорович обстоятельно разработал режимные моменты, систему воспитательной деятельности, дополнительного образования (внешкольной работы), трудового, эстетического и нравственного воспитания, здоровьесбережения.
Внешкольная работа
Александр Иванов считал, что одной из серьёзных причин низкого уровня знаний многих сельских школьников является невнимание к их общему развитию в семье, бесконтрольное времяпрепровождение детей вне школы и вне присмотра родителей. Работа школы в режиме полного дня помогает устранить эту проблему. Система внеурочной деятельности в Мятлевской школе включала в себя целую серию мероприятий: тематические и предметные вечера, просветительские лекции для учащихся, литературные встречи, экскурсии, конкурсы и олимпиады, знакомство с телевизионными передачами и радиопрограммами и их последующее обсуждение. Очень серьёзно в школе была поставлена туристско-краеведческая работа: в каждом классе действовал отряд краеведов, работавший над определённой темой. Результаты этой работы представлялись на ежегодном общешкольном туристско-краеведческом слёте. Двухдневный слёт проводился в начале июня на живописном берегу реки Угра. Юные краеведы Мятлевской школы изучали подвиги солдат Великой Отечественной войны, тружеников своего района и области, историю и природу родного края. Вся эта работа координировалась школьным краеведческим советом. Важную роль в познании малой и большой Родины играли познавательные туристические походы и экскурсии. Для этих целей в школе выделялся единый день - среда. Во второй половине дня школьники совершали экскурсии на природу, производство, животноводческие фермы, на предприятия и в организации посёлка. Эта деятельность тщательно планировалась на весь учебный год, тематика и цели экскурсии обстоятельно обсуждались. Едва ли можно найти в Калужской и соседних областях место, которое не посетили бы юные туристы из Мятлевской школы.
Трудовое воспитание
Дети приучались к самообслуживанию, поддерживали в школе и пришкольном интернате порядок и чистоту, привлекались к ремонту школьных помещений и мебели. Ученики трудились на пришкольном участке, благоустраивали школьную территорию, работали в совхозе-шефе «Мятлевский» в период школьных каникул. Гордостью Мятлевской средней школы была её ученическая производственная бригада, работавшая на полях совхоза. Впечатляющие результаты - только в 1979/80 учебном году школьники вырастили кормовую свёклу на площади 20 га, пшеницу на площади 17 га, картофель на площади 11 га, а еще капусту. Учащиеся выполняли работы на протяжении всего сельскохозяйственного цикла - от посадки семян и рассады до уборки урожая!
У школы была кролиководческая ферма, дети работали на животноводческих фермах совхоза - ухаживали за телятами, девочки учились доить коров. Всеобщим детским любимцем был школьный конь Орлик которого заботливо оберегали все - ухаживали за ним, заготавливали сено, ребята учились запрягать и распрягать своего любимца.
Организуя производительный труд учащихся, школа получала серьёзный доход, перечислявшийся на её спецсчёт. Эти средства направлялись на культурные нужды, а также на премирование учащихся, добившихся успехов в учёбе и труде.
Профорентация
По мысли Александра Фёдоровича, система трудового воспитания в школе должна способствовать ориентированию учащихся на выбор профессий в сельском хозяйстве. Этому помогало тесное сотрудничество школы с совхозом «Мятлевский» и Мятлевским средним профессионально-техническим училищем. Старшеклассники обучались профессии сельского механизатора – им выдавали документы о соответствующей квалификации. Практическая подготовка будущих трактористов в школе, по мнению специалистов, не уступала подготовке выпускников Мятлевского СПТУ. Тогдашний руководитель региона, первый секретарь Калужского обкома КПСС А.А.Кандрёнков в своей статье, опубликованной в газете «Правда» 10 апреля 1979 года, писал: «За последние 5 лет свыше 100 выпускников Мятлевской школы выбрали сельскохозяйственные профессии, более 50 юношей и девушек обучаются в высших и средних учебных заведениях по направлению совхоза».
Дополнительное образование
В конце 1970-х - начале 1980-х годов в школе работало более 50 объединений дополнительного образования: 28 кружков и студий, 5 спортивных секций, многочисленные клубы по интересам. Дети занимались лёгкой атлетикой, волейболом, настольным теннисом, борьбой, боксом, лыжной подготовкой. Особой популярность среди детей пользовался школьный хор. В нём было около 100 учащихся. В школе были организованы вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, танцевальный коллектив, многочисленные кружки рукоделия, технического творчества и так далее. С большим интересом дети посещали кружок юных натуралистов (юннатов). Летом мятлевские юннаты превращали свою школу в цветущий сад. Гордостью школы был клуб интернациональной дружбы, которым руководила учитель К.В.Комарова. Участники КИДа установили дружественные связи со школьниками ГДР, Чехословакии и других стран. Частыми гостями были зарубежные делегации.
Учебно-материальная база и кадры
Создание учебно-материальной базы стало первостепенной задачей директора.
Мятлевская школа одной из первых в Калужской области перешла на кабинетную систему организации учебного процесса. Здесь были пришкольный интернат, благоустроенная территория, пришкольный учебно- опытный участок. Впоследствии был оборудован тир. Для внеурочной деятельности и досуга школьников во второй половине дня в школе имелся необходимый инвентарь, настольные игры, музыкальные инструменты, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели, работала хорошо укомплектованная учебной детской литературой школьная библиотека. В начале 1980-х годов в школе появился трактор «Беларусь».
Александр Фёдорович сплотил вокруг себя коллектив педагогов-единомышленников. Он особенно отмечал вклад в реализацию его идей своих заместителей - З.Т Никишиной, Н.Н.Шаповаловой, учителей начальной школы, первыми начавшими работать по-новому, - Л.И.Фоминовой и А.П. Мартыновой, учителя трудового обучения И.С. Мешкорудного, учителя русского языка и литературы А.А.Ивановой, учителя биологии, руководителя юннатского кружка Н.И.Ивановой, математика В.П.Шафарж, верными соратниками и последователями А.Ф.Иванова были учителя немецкого языка Е.Ф.Сахарова, К.В. Комарова, учителя начальных классов А.В.Савина, А.В.Латышева, Т.В. Никишина (Гринько).
Память
Александр Иванов пользовался огромным авторитетом в своей школе и посёлке. Он был глубоко уважаем в педагогическом сообществе Калужской области. Его не только ценили как выдающегося педагога-практика, директора одной из лучших школ области и страны, но и как личность - к его мнению прислушивались, ему помогали. Александр Фёдорович был единственным в Калужской области школьным учителем - доктором педагогических наук.
Педагогическое наследие А.Ф.Иванова удивительно актуально и современно. Многие его идеи, реализованные более полувека назад, предвосхитили современные тенденции развития образования. Теоретическое наследие Иванова и его педагогическая деятельность ещё ждут своего исследователя.
Память об Александре Фёдоровиче Иванове и сегодня хранится в Мятлевской школе, носящей его имя. Каждое утро детей и учителей встречает у крыльца скульптурная композиция, в которой запечатлен знаменитый директор и его маленький ученик. Ежегодно в марте в школе проходит областная педагогическая конференция памяти А.Ф.Иванова. Лучшие руководители школ региона участвуют в конкурсе на получение премии имени Александра Иванова. Несколько лет назад Калужским институтом развития образования переиздан сборник его трудов. К честь юбилея Народного учителя, почетного гражданина Калужской области в этом году пройдут многочисленные мероприятия.
Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области
На архивном фото: Александр Фёдорович Иванов
Современные фото сделаны обозревателем газеты "Профсоюзная среда".