Настоящее и будущее информационной работы российских профсоюзов
8-11 июня в Калининградской области в очном режиме состоялся Всероссийский семинар информационных работников членских организаций Федерации независимых профсоюзов России.
Около ста человек из всех федеральных округов страны собрались в городе Светлогорске, чтобы совместно обсудить, как из зачастую скучной профсоюзной повестки дня сделать актуальный контент, полезный не только рядовым членам профсоюзов, но и интересный для средств массовой информации.
Специалисты не так давно обновлённого и объединённого Департамента аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодёжной политике и развитию профсоюзного движения во главе с руководителем департамента Александрой Шубиной организовали для участников семинара обширную образовательную программу, которая включала в себя не только традиционные лекции, мастер-классы и "круглые столы", но также практикумы, тренинги и работу в группах.
Открыли семинар заместитель председателя ФНПР, главный редактор центральной профсоюзной газеты "Солидарность" Александр Шершуков и председатель Калининградской областной федерации профсоюзов Виктор Захарчиц. Они пожелали собравшимся продуктивного обучения, и выразили надежду, что после его завершения, специалисты профсоюзных организаций и объединений станут всё чаще прибегать к современным форматам подачи информации, увеличив таким образом численность целевой аудитории.
Привлечённые спикеры много говорили о недостатках информационной работы профсоюзов. Управляющий редактор Русской службы Би-би-си, директор собственной медиакомпании Ян Ледер, серьёзно погрузившись в данную проблематику, указал на явные причины низкого, по его мнению, уровня взаимодействия российских профсоюзов со СМИ. Рассказывая о трудностях, ошибках и возможностях профсоюзных специалистов по связям с общественностью, он обратил особое внимание на частое неумение работать с инфоповодами, их безграмотную подачу, наличие повторяющихся слов, многочисленных аббревиатур и саму сложность текстов. При этом, по его словам, у профсоюзной повестки в России огромный потенциал, так как темы, поднимаемые в той или иной отрасли, злободневны и при правильной подаче, будут интересны не только целевой аудитории, но и за её пределами. Именно на общественный интерес и социальный запрос должны делать ставку современные профсоюзы.
Экспертное мнение Яна Ледера и его критический подход к существующим проблемам профсоюзов вызвали бурную реакцию аудитории, которая, внеся существенные коррективы в запланированное расписание, переросла в оживлённую дискуссию о практиках системной работы с медиа профсоюзных организаций России и мира.
Немного покритиковал профсоюзы и интернет-технолог, соучредитель Ассоциации интернет-технологов Российской Федерации Тихон Макаров, который посвятил своё выступление современным технологиям и наиболее востребованным кейсам при работе общественных и политических организаций в социальных сетях.
Его практическую презентацию удачно дополнили обзоры на существующую профсоюзную деятельность в социальных медиа от руководителя департамента социальных гарантий и информации Федерации профсоюзов Свердловской области Аксаны Сгибневой, заместителя Федерации профсоюзов Приморского края Нины Зиновьевой и заместителя главного редактора центральной профсоюзной газеты "Солидарность" Александра Кляшторина. Они рассказали о наиболее успешных опытах профсоюзной работы в "Фейсбуке", "ВКонтакте", "Инстаграме", "Телеграме" и "ТикТоке".
В ходе панельной дискуссии, начатой ими, участникам семинара стало совершенно очевидно, что запрос на уникальный контент сегодня диктует иные правила, нежели это было раньше, и что от традиционных публикаций с длинным текстом, стандартными фотографиями и дополнительными отсылками максимальной отдачи ждать бесполезно. Современные алгоритмы социальных сетей, "умная" лента и искусственный интеллект, постепенно проникающий в интернет-пространство, с большой вероятностью скроют такую информацию от глаз пользователей. Поэтому профсоюзному работнику, отвечающему за это направление деятельности, необходимо всё больше и больше визуализировать информацию: использовать лёгкие, запоминающиеся изображения, "гифки", инфографику и небольшие видеоролики.
К слову, особый интерес у участников семинара вызвала обзорная лекция о создании инфографики, автор которой - дизайнер, начальник информационного отдела Центра по работе с населением центрального административного округа города Москвы Сергей Матвеев, снабдил своё выступление многочисленными примерами собственного производства.
С обзорной лекцией перед собравшимися также выступила директор агентства экспертного маркетинга "NextMedia" Эльнара Петрова, которая рассказала о спорной, но не менее эффективной сегодня технологии подачи информации - подкастинге, и его коммуникационной пользе для профсоюзных работников.
В онлайн-режиме прошла беседа с советником Международного информационного агентства "Россия Сегодня" Олегом Дмитриевым, который кратко рассказал о том, как, по его мнению, профсоюзная информация могла бы стать более заметной в федеральной повестке дня и о возможностях взаимодействия с крупными средствами массовой информации.
В рамках семинара его участники также поделились опытом работы, рассказали об успехах и проблемах; разбившись на группы, приняли участие в разработке проектов ряда внутренних документов ФНПР, в частности - концепции по информационной работе профсоюзных организации и объединения, профессиональных требований к информационному работнику, критерий оценки его деятельности.
Мероприятие в Калининградской области стало действительно знаковым событием для информационных работников членских организаций ФНПР не только из-за того, что коллегам из разных регионов страны, наконец, удалось в таком количестве собраться в обычном режиме за последние три года, но и благодаря, сложной, насыщенной программе, которая получилась одновременно очень живой и крайне актуальной.
В семинаре принимали участие представители центрального аппарата и областного комитета Общероссийского Профсоюза образования.