Главная / Пресс-служба / Статистика образования

Отчёт Правительства РФ о результатах деятельности за 2012 год

Пресс-служба Профсоюза. 17.04.2013
Печать

   Из Отчёта Правительства о результатах деятельности за 2012 год:


…..По данным Росстата, в стране сегодня порядка 310 тыс. государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания. Цель, которая стоит перед Правительством и вообще перед государством, – сделать качество их работы принципиально иным. 2012 год во многом стал переломным как минимум с точки зрения оплаты труда. Выросли зарплаты работников бюджетной сферы, и те цифры, которые я до этого приводил, об этом абсолютно точно свидетельствуют. По сравнению с предыдущим годом средняя заработная плата в здравоохранении увеличилась почти на 18%, а зарплата учителей – более чем на 20%. К этим цифрам привыкаешь – 18–20, вроде хорошо, вроде немного. Коллеги, я просто хочу обратить внимание, что никто сейчас не увеличивает заработные платы бюджетникам, практически только мы в период мировой депрессии. Дальнейшее увеличение зарплаты бюджетников будет идти в соответствии с утверждённым графиком (я хотел бы, чтобы все присутствующие в этом не сомневались) и, конечно, зависеть от квалификации специалистов и качества оказываемых услуг, потому что и сами по себе наши люди тоже должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы.

Одним из знаковых событий прошлого года стало принятие закона «Об образовании в Российской Федерации». За два года подготовки он прошёл самое широкое обсуждение, как ни один другой закон, вызвал острейшие споры. Мне кажется, это тоже нормально. Что волнует людей, что волнует экспертов, наконец, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации?

Две вещи – здравоохранение и образование. Вот что для людей, может быть, самое важное, и ещё коммуналка, конечно. Обсуждение этого закона, хотел бы сказать, показало всё-таки, как важны такие дискуссии и изучение экспертного и общественного мнения. Я с частью коллег, в том числе сидящих в этом зале, из разных фракций, естественно, его лично обсуждал. Считаю, что это было полезно, хотел бы поблагодарить всех за проделанную работу. Конечно, сейчас нужно следить уже за правоприменением. Мы не должны догматизировать ни один нормативный акт, вы как законодатели понимаете это не хуже меня. Если что-то не работает, надо корректировать, надо менять, надо улучшать. Но сейчас очевидно, что этот закон в любом случае отражает динамику изменений в современном образовании и предоставляет дополнительные возможности учащимся, которые проявили выдающиеся способности, а также тем, кто нуждается в социальной и правовой поддержке, регламентирует условия экспериментальной, инновационной деятельности в сфере образования. Всего этого в прежнем законодательстве не было.

Дошкольное образование – это тот фундамент, который определяет всё последующее развитие ребёнка. Разрабатывается специальный стандарт дошкольного образования. Важно, чтобы Правительство и министерство оказало регионам и дошкольным учреждениям организационную и методическую поддержку в этом вопросе. Именно об этом спрашивали коллеги из «Единой России».

В 2012 году неплохие результаты достигнуты в модернизации региональных систем общего образования. Я напомню, что объём финансирования этого проекта из федерального бюджета составляет 120 млрд рублей в течение трёх лет. Концентрация таких внушительных средств и идеология проекта позволяют распространить лучшие практики по регионам, а регионам – полноценно исполнять свои обязательства.

Дети должны учиться в современных и достойных условиях и в больших городах, и в маленьких посёлках. Это непременное требование. Но не менее важно обеспечить необходимое качество учебных программ, повысить их воспитательную составляющую. Новый стандарт введён в начальной школе, утверждён для основной и средней школы.

Несмотря на растущую конкуренцию, наши ребята успешно выступают на международных олимпиадах. Кстати, это, мне кажется, очень важный показатель конкурентоспособности нашего образования, потому что всегда есть драматические оценки, полярные оценки, скажем так: от такой, что наше образование самое лучшее, оно произрастает из советского и даже царского образования, до, естественно, взаимоисключающей позиции – было хорошее образование, его разрушили за последние годы. Ситуация и не такая, и не такая. Мы имеем образование, в котором есть колоссальный потенциал и огромный груз накопленных за последние десятилетия проблем (и не только последние десятилетия, идеализировать ничего не надо, в том числе и советское образование). Но то, что наши так выступают на международных олимпиадах, показывает: у нас есть школа, и это не только академическая школа, подчёркиваю, это не только классическое образование, это всё-таки школьные методики, возможности объяснить ребятам, что и как нужно делать, причём в самых современных областях знаний. Они по информатике выступают блестяще, это же не оттого, что у нас раньше было хорошо, это всё равно новая область. Она связана с математикой, конечно, где у нас выдающиеся позиции были, но всё равно это здорово. Мы скоро у себя будем принимать международные школьные олимпиады. Может, это не такое масштабное событие, как Олимпиада в Сочи, но оно не менее приятное. В 2013 году, в этом году у нас олимпиада по химии будет, в 2015-м – по географии, а в 2016-м – по информатике. Это опять же означает признание того, что мы на хорошем уровне.

Начал работать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. Рассчитываем, что в 2013 году охват детей программами дополнительного образования увеличится почти на 60% .

В школе должны, конечно, работать современные учителя, талантливые учителя, независимо от возраста, естественно. Наши коллеги из фракции «Справедливая Россия» задают вопрос о поддержке молодых педагогов. Многие субъекты Российской Федерации (их 20 штук всего) принимают такие меры – это единовременные выплаты, ежемесячные надбавки к зарплате в первые два-три года работы и предоставление жилья. Я считаю, что это очень правильная практика, и, конечно, мы её будем поощрять. Для молодых учителей действует специальная программа ипотечного кредитования. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом она действует.

Начата работа по оценке эффективности вузов, сложная работа, очень резонансная. В этом году пройдут по этой дороге как государственные учебные заведения, так и негосударственные. Ситуация в целом воспринимается весьма и весьма эмоционально, особенно в отношении процедуры оценки и, конечно, по решениям в отношении судьбы отдельных вузов. Понять это можно, я сам 20 лет практически провёл в университете. Но, согласитесь, всё-таки что-то делать надо. Я всегда эту цифру привожу, даже при понимании, что мы находимся в других условиях, что изменилась структура нашего общества, что необходимо получать высшее образование для того, чтобы просто иногда за компьютер сесть, квалификационные требования такие. И всё-таки, напомню, что в Советском Союзе с его почти 300-миллионным населением было в 2 раза меньше вузов, чем в современной России с населением 142 млн человек. Это тоже показатель, и мы с вами вместе должны понять, что со всей этой ситуацией делать. Очевидно, что у части вузов есть реальные проблемы с результатами научно-исследовательской деятельности и трудоустройством выпускников. Другое дело, что и списки, и обсуждение, всё должно идти в открытом режиме, и поэтому доводки требует и сама система показателей. Она должна быть понятна и прозрачна для всех – для студентов, для преподавателей, вообще для всего гражданского общества.

Далее. Одна из ключевых задач – создание эффективных связей вузов с промышленностью и работодателями, подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Сейчас разрабатывается принципиально новая система профессиональных стандартов, помогают тут работодатели довольно активно. К 2015 году появятся 800 стандартов, которые охватят все виды деятельности и будут увязаны с новыми образовательными стандартами.

Ещё один приоритет – это международная конкурентоспособность российских университетов, их продвижение в мировых рейтингах. Хотел бы также, чтобы вы понимали мою позицию: все рейтинги это, конечно, не самоцель. Мы не должны просто говорить: обязательно, во что бы то ни стало залезть... Но, с другой стороны, мы понимаем, эти рейтинги, вернее, их совокупность (не один какой-то – нет универсального рейтинга), всё-таки отражают расклад сил в образовании. Да, есть проблемы с составлением этих рейтингов, есть очевидный перекос, скажем откровенно, в англо-саксонскую модель образования – это все мы понимаем. И тем не менее всё-таки нам нужно стремиться сделать так, чтобы нас воспринимали в качестве интегральной составляющей международной системы образования. Только тогда к нам поедут учиться, только тогда к нам поедут преподавать, а это очень важно, потому что никакое общение по социальным сетям, телевизору, в любом онлайне не заменит нормальной лекции хорошего профессора, в том числе иностранного, поэтому мы будем выделять дополнительные субсидии для конкурсных процедур, грантов. Из бюджета на эти цели уже выделено 9 млрд рублей. Будет продолжена работа по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. До марта 2014 года завершим оптимизацию сети диссертационных советов. Более открытой станет и процедура защиты, и презентация самих результатов защиты, включая интернет, для того чтобы это были оригинальные работы. Рассчитываю, что это в целом повысит качество научно-исследовательской деятельности.

Кардинальную роль в развитии нашей страны призвана сыграть отечественная наука. В конце прошлого года, а именно 20 декабря, утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий». Усилия должны быть сконцентрированы на наиболее перспективных направлениях – на наноиндустрии, информационно-телекоммуникационных системах, природопользовании, энергетике, конечно, которая всё равно для нас очень важна. В 2012 году в рамках действующих федеральных целевых программ была создана 31 технология мирового уровня, получены и поданы заявки на более чем 800 патентов. Здесь, конечно, мы ещё сильно отстаём. В сфере патентования нам нужно и порядок наводить, и стремиться сделать так, чтобы все наши интеллектуальные разработки, наша интеллектуальная собственность получали патентную защиту. Мы знаем, что происходит с ними зачастую, когда они используются нашими конкурентами без защиты со стороны государства и патентообладателя.

Из федерального бюджета было дополнительно выделено 2 млрд рублей Российскому фонду фундаментальных исследований и ещё 500 млн – Российскому гуманитарному научному фонду. К 2018 году мы должны по объёму финансирования государственных научных фондов выйти на обозначенный уровень – 25 млрд рублей.

Проделана большая работа по формированию институтов развития. Общий объём средств, который перечислен в их капитал, составляет около 500 млрд рублей. Нам сейчас следует сконцент­рироваться на использовании идей в прикладном формате, на инфраструктуре, которая должна обеспечить непрерывную работу инновационных лифтов. Здесь созданы тоже определённые заделы. Внешэкономбанк финансирует 47 проектов, направленных на развитие инноваций. Это хорошо, потому что без финансирования ничего не развивается. Общая стоимость этого финансирования – 758 млрд рублей. Вообще доля инновационных проектов в портфеле уже составляет практически треть. «Роснано» одобрено порядка 120 инвестиционных проектов с общим бюджетом более 515 млрд рублей. Работает Российская венчурная компания и её отраслевые фонды: ООО «Биофармацевтические инвестиции РВК», ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» и так называемый Посевной фонд. В инновационном центре «Сколково» 850 участников зарегистрировано. Среди ключевых партнёров крупнейшие компании, которые занимаются инновациями во всём мире, это очень важно. Кстати, по одному из авторитетных исследований – Dow Jones Venture Source – Россия вошла в пятёрку европейских стран по инвестициям в стартапы в секторе высоких технологий. Это уже само по себе неплохое известие.

Государство субсидирует исследования и разработки, которые вузы ведут по заказу предприятий. За три года объёмы этих субсидий составляют 19 млрд рублей, и такая поддержка будет продолжена. 9 млрд рублей выделено на развитие инновационной инфраструктуры: на создание инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, на подготовку управленческих кадров для малого венчурного бизнеса. Учреждены и специальные гранты для привлечения в российские вузы авторитетных мировых учёных.

Перспективное направление – инновационные территориальные кластеры. 13 регионов у нас получат деньги из федерального бюджета для субсидий на развитие таких кластеров. Естественно, это развитие должно идти не в одних регионах или в одном месте, а всё-таки распространяться по всей территории, особенно имея в виду традиционные центры размещения наших научных сил, о чём, кстати, спрашивают наши коллеги из ЛДПР. В Татарстане, в Псковской, Калужской областях в прошлом году начали действовать особые экономические зоны. Всего в стране у нас создано 27 таких зон четырёх типов, напомню, это технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. Механизм в целом хороший, хотя, конечно, как и всякий механизм, не без недостатков, будем добиваться более эффективной его работы……

Полная версия выступления Дмитрия Медведева опубликована на сайте Правительства РФ: http://правительство.рф/docs/23942/

Источник: Интернет-портал Правительства РФ

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо