Главная / Пресс-служба / Профсоюзный репортёр

Первичка на отдыхе: любуемся рушниками, слушаем гармонику

Пресс-служба Профсоюза. 14.01.2018
Печать

Конкурс "Профсоюзный репортёр",
номинация "Лучшая статья о деятельности 
образовательной
и (или) профсоюзной организации"

Что такое Профсоюз в нашем Грайворонском центре детского творчества? Это единый и слаженный организм, живущий очень интересной жизнью, активно ведущий работу в разных направлениях. Мы стараемся сделать свои мероприятия не просто интересными, но и познавательными. И таких мероприятий профсоюзный комитет проводит немало. Одна из форм работы - творческие встречи с интересными людьми. Так, к нам пригласили мастера декоративно-прикладного творчества Раису Ивановну Рубан и гармониста Анатолия Николаевича Плаксина.

Жизнь любого русского человека исторически всегда была неотступно связана с различными обрядами. Практически для каждого таинства использовался рушник - при рождении и крещении ребёнка, во время свадеб, в земледельческих и скотоводческих ритуалах, рушниками украшали иконы, заветные деревья, кресты "обетные" и "родниковые", прикрывали освящаемые продукты на Пасху, на яблочный и медовый Спас. В старину рушник был значимым и важным атрибутом жизни русского человека. Именно этой важной теме была посвящена встреча с мастером народного декоративно-прикладного творчества Раисой Ивановной Рубан. Раиса Ивановна показала льняные рушники 19 века, вышитые ещё до революции, – подарок районных мастериц, а также свои работы, которые она создала в 14 лет, ничуть не хуже старинных.

Встреча проходила в форме диалога. Нам гостья рассказала не только о разновидностях рушников, о том, где, когда и как они использовались, но и о тайнах и скрытом смысле древнего орнамента, вышитого на рушниках, который возник задолго до появления письменности. Ведь рушник – это реликвия, несущая в себе множество смыслов, уходящих в прошлое славянской культуры.

Одни исследователи считают, что слово "рушник" произошло от "руки" – то есть "ткань, которой вытирают руки". Другие говорят, что это "кусок полотна", от слова "рушить" – отрезать, отрывать. Рушник, благодаря своей форме, являлся символом пути и дороги.

Мы были удивлены, как много вопросов задавали наши дети, которые тоже участвовали во встрече. Их интересовало всё: как и из чего ткали рушники, как отбеливали, какими нитками вышивали и многое другое. На все вопросы были получены исчерпывающие ответы. Раиса Ивановна вспоминала, что в детстве она со своей бабушкой чесала лён, а готовые холсты отбеливали в высоких деревянных кадушках или бочках "жлукты". На дно клали холсты, тканое полотно. Сверху накрывали тряпкой и затем насыпали золу. После чего всё заливали кипятком, а чтобы пар не выходил, "жлукты" накрывали крышкой или плотной тканью. После трёх часов выдержки бельё споласкивали и вымывали, колотя о доски на речке.

Участники и сами приводили примеры, где и как сейчас используются рушники, ведь у многих есть бабушки, хранящие в красном уголке украшенные рушниками семейные фотографии и портреты. Рушники и сегодня применяются в разнообразных обрядах, например, во время венчания и свадьбы.

Всем участникам встречи было предложено принять участие в хороводе с рушниками. Мы пели и плясали под гармонь.

Раз возник интерес к народной культуре, была организована новая творческая встреча - с гармонистом Анатолием Николаевичем Плаксиным. Выяснилось, что у Анатолия Николаевича целая коллекция гармошек - более 20, из них 17 рабочих. Часть гармонист купил, часть ему подарили старейшины сёл. Все гармошки разные: белорусская, тульская, украинская "Маричка", шуйская "Чайка", немецкая, армавирская. Хозяин их ремонтирует, реставрирует и переделывает. Например, в коллекции есть уникальная самодельная переделанная гармошка с мехом от баяна. Сейчас гармошки делают с алюминиевыми планками, а первые были с медными, именно такая, старинная и очень редкая (ей более 100 лет), без названия и года выпуска есть и у нашего гармониста.

У каждого инструмента в коллекции своя тональность, свой индивидуальный тембр. Анатолий Николаевич считает: как у человека свой неповторимый индивидуальный голос, у кого-то высокий, у кого-то низкий, так и у гармошек. 

А ведь раньше, наверное, не было более душевного, певучего и заливистого инструмента, без которого не обходилось ни одно гуляние, ни один праздник, ни проводы в армию. Гармонистов называли "первый парень на селе".Кажется, что гармонь, которая, приобрела огромную популярность в народе, существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. В начале XIX века гармонь приобретает большую популярность и становится любимым музыкальным инструментом российской деревни. Впоследствии и в других странах возникли разновидности гармоник, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии - концертина, в Германии - банданеон, в Австрии - аккордеон. Внезапный интерес народа к гармони можно объяснить её простотой: для того чтобы играть на ней не обязательно получать специальное образование. Эту тенденцию быстро уловили российские предприниматели. В 1830 году в Туле началось массовое изготовление гармоней. В советские годы в нашей стране было 22 фабрики по изготовлению этого инструмента. И "зацвела Россия ситцевыми разноцветными мехами". Поплыли величавые и светлые русские песни - живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой.

"А что для вас значит русская песня и музыка?" - спросили мы у гармониста Анатолия Николаевича, и он ответил: "Это образ жизни. Я в 8 лет брал у старшего брата гармошку и тайком играл на ней, так как брат очень дорожил ею и боялся, что её могут сломать. А в 14 лет я стал ходить в духовой оркестр, и был самым маленьким участником. Я и по сей день участник духового оркестра". Получается, Анатолий Николаевич - гармонист-самоучка, но это не мешает, а даже помогает ему принимать участие в районных и областных конкурсах и фестивалях гармонистов, таких как "Путешествие с гармошкой" и "Играй гармонь", получать грамоты, дипломы первой степени и сертификаты.

Анатолий Николаевич очень серьёзно увлечён музыкой. Супруга гармониста рассказала, что Анатолий Николаевич постоянно что-то играет, ни один праздник в семье не обходится без его выступлений. Даже ночью иногда репетирует. Анатолий Николаевич всегда охотно аккомпанирует детскому фольклорному ансамблю "Сударушки" детского центра творчества Грайворонского района, в который ходят его внучки и многие дети членов Профсоюза.

К сожалению, сегодня редко встретишь людей с гармонью в руках, а так хочется, чтобы звуки любимого русским народом инструмента никогда не смолкали и продолжали волновать сердца слушателей.

Наши встречи показали: как важно, что в наше время есть люди, которые занимаются пропагандой и сохранением реликвий, такие, как Раиса Ивановна и Анатолий Николаевич. Мы от всей души благодарим этих талантливых отзывчивых людей и надеемся на новые встречи.

Галина Войтенок,
педагог дополнительного образования Центра детского творчества
Грайворонского района Белгородской области

Другие публикации по темам:

Образование дополнительное

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо