Общероссийский Профсоюз образования
Главная / Мероприятия / Мероприятия с участием Профсоюза

Европейские профсоюзы обсудили совместные действия по совершенствованию инклюзивного образования

Пресс-служба Профсоюза. 20.01.2021 Печать

18 января специалисты Общероссийского Профсоюза образования приняли участие в онлайн-семинаре Европейского комитета профсоюзов образования по теме "Профсоюзы и инклюзивное образование: принятие многообразия в образовании". Вебинар собрал 50 профсоюзных специалистов по вопросам инклюзии и интеграции, которые представили и обобщили опыт стран европейского региона по данной тематике. Основными партнёрами ЕКПО в реализации данного проекта выступили профсоюзы образования из Греции, Ирландии, Португалии, Румынии, Финляндии и Хорватии.

Общая цель заявленного проекта Европейского комитета профсоюзов образования состоит в укреплении действий профсоюзов по подготовке своих членов к работе с социально-экономическим, культурным, языковым и другими видами многообразия в школе и обществе в целом, а также всесторонней поддержке при создании специальных условий для совместного обучения, позволяющих каждому участнику образовательного процесса в полной мере реализовать свой потенциал.

В ходе онлайн-семинара его участникам был представлен Доклад по итогам изучения вариантов применения инклюзивного образования в 38 странах европейского региона на основе опыта 61 респондента из 60 членских организаций ЕКПО.

Наибольшее количество участников исследования пришлось на сферу начального (85%) и среднего (78%) образования, а самая малочисленная группа – представляла сектор высшего образования (42%). При этом 59% опрошенных являются исполнителями или руководителями. Кроме этого, за ноябрь и декабрь 2020 года были рассмотрены 30 примеров передового опыта, полученных из 11 членских организаций ЕКПО, которые, в свою очередь, будут представлены в Итоговом документе по передовому опыту в области инклюзивного образования вместе с другими инициативами профсоюзов образования из более ранних исследований ЕКПО по созданию и поддержке устойчивых форм обучения в различных национальных и местных условиях.

Участники семинара обсудили ключевые элементы практической стратегии реализации Плана действий Европейского комитета профсоюзов образования по вопросам равенства, разнообразия и инклюзивности, который необходимо адаптировать к различным условиям совместного образования в странах региона. Работая в группах, участники вебинара продемонстрировали опыт собственных практик по созданию и поддержке устойчивой среды обучения и преподавания в условиях инклюзивного образования.

Обсудив представленные в докладе профессиональные мнения авторов исследования, представителей учительского сообщества и других работников образования при решении конкретных вопросов интеграции и инклюзива, участники онлайн-семинара согласились с их основными выводами:

  • Учителя и другие работники образования являются профессионалами, которые лучше всех знают о потребностях своих учащихся. Академическая свобода и профессиональная независимость работников образования являются неотъемлемым элементом устойчивого развития образования и европейского общества в целом.
  • Для полноценной адаптации к инклюзивному образованию необходима всесторонняя система поддержки всех участников образовательного процесса, включая, учителей, вспомогательный персонал (психологи, логопеды, переводчики, специалисты по коррекционному обучению), других работников образования и руководство учебных заведений. Необходимо также пересмотреть механизмы поддержки потребностей обучающихся, предусмотреть возможности для взаимного обучения или обмену между коллегами. В контексте инклюзивного образования необходимо пересмотреть количество учащихся на одного учителя, чтобы обеспечить его возможностью уделять надлежащее внимание к особым потребностям обучающихся.
  • Необходимо пересмотреть саму организацию и финансирование образовательных процессов, чтобы учителя и другие работники образования как можно эффективней использовали собственное рабочее время, учитывая соответствующие время отдыха, а также необходимые требования по охране труда.
  • Образовательные учреждения в социально и экономически уязвимых регионах должны иметь все возможности для увеличения числа учителей и других работников образования, которые, в свою очередь, должны нести меньшую нагрузку для более эффективной работы с малочисленными группами учащихся, которые требуют индивидуальной помощи и поддержки.
  • В рамках социального диалога должны также обсуждаться вопросы выделения в течение рабочего дня необходимых времени и пространства для того, чтобы учителя и другие работники образования могли, по мере необходимости, предоставлять дополнительную помощь всем нуждающимся учащимся.
  • Дифференцированные учебные программы, продуманные планировки учебных помещений, новые методики обучения, одновременно с получением качественного образования каждым участником процесса, играют ключевую роль в организации инклюзивного образования. Подходы, основанные на совместной работе и учёбе, считаются эффективными для обеспечения качественного образования для всех.

Завершая семинар, директор Европейского комитета профсоюзов образования Сьюзан Флокен сообщила, что в ближайшее время состоятся ещё три подобных онлайн-совещания, в процессе которых необходимо собрать, обобщить и учесть ещё больше передовых успешных практик по развитию инклюзивной среды обучения и преподавания в разных регионах Европы.

Отдел по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования принимает самое непосредственное участие в совместной с европейскими профсоюзами работе по вопросам инклюзии и интеграции в образовании, и в ближайшее время планирует направить в региональные (межрегиональные) организациям Профсоюза все необходимые материалы обсуждаемого проекта с целью выработки стратегии действий Общероссийского Профсоюза образования по совершенствованию инклюзивного образования.

В настоящее время на русском языке доступны следующие материалы проекта:

  • Доклад по итогам исследования "Принятие многообразия в образовании" ("Embracing diversity in Education" Research Report) [скачать];
  • "Многочисленные грани многообразия" ("The many facets of diversity") [скачать];
  • "Ключевые элементы и условия для реализации и поддержки инклюзивного образования" ("Key elements and conditions for the implementation and maintenance of inclusive education") [скачать];
  • "Подготовка и профессиональное развитие учителей, работников вузов, руководителей учебных заведений и других работников образования" ("Training and professional development of teachers, academics, leaders in educational institutions and other education personnel") [скачать].

Другие публикации по теме:

Встреча руководства ЕКПО с лидерами профсоюзов образования стран постсоветского пространства / 28 апреля 2021
ЕКПО продолжает поиск единых подходов к совершенствованию инклюзивного образования / 16 февраля 2021
Молодёжная педагогическая школа Орловской областной организации Профсоюза / 10 мая 2021
Отраслевое соглашение подписано! (О Всероссийском семинаре-совещании членов Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов) / 11 мая 2021
Заседание Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов России / 15 апреля 2021
Доклад председателя ФНПР Михаила Шмакова "О текущей ситуации в экономике России и на рынке труда", озвученный в ходе заседании Генсовета ФНПР 14 апреля 2021 года / 20 апреля 2021
Внеочередная отчётно-выборная конференция в Орджоникидзевском районе / 28 апреля 2021
Совещание членов Совета Международного объединения профсоюзов работников образования и науки / 28 апреля 2021
Образование как инструмент борьбы с угрозами климатического кризиса / 23 апреля 2021
На внеочередной конференции Белгородской областной организации Профсоюза избрана новый председатель / 16 апреля 2021

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

+7 495 134-33-30