28 апреля - Всемирный день охраны труда
28 апреля 2016 года, как и в предыдущие годы, по инициативе Международной организации труда отмечается Всемирный день охраны труда.
В целях привлечения внимания общественности, в т.ч. работников сферы образования к проблемам охраны труда, традиционно в апреле Общероссийским Профсоюзом образования проводится Месячник по охране труда, приуроченный к Всемирному дню охраны труда и являющийся международной акцией по развитию идей безопасного и достойного труда.
Алтайский краевой комитет Профсоюза призвал все местные и первичные организации Профсоюза присоединиться к проведению месячника и Всемирного дня охраны труда, который в нынешнем году проходит под девизом: «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».
Всемирная организация здравоохранения причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в нынешнем веке. Всё больше работников подвергаются воздействию психосоциальных рисков, возникающих в организации труда и в трудовых отношениях из-за усиления напряженности современной трудовой жизни. Последствием таких рисков являются эмоциональное выгорание, чувство беспокойства и тревоги, депрессия и другие нарушения психического здоровья. Согласно исследованиям, проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
Педагогические работники в наибольшей степени подвержены профессиональному стрессу, который может принести ущерб здоровью не только самому учителю, но и нанести вред ученикам, а также поставить под угрозу качество и эффективность образовательного процесса.
Изучение особенностей профессиональной деятельности педагогов свидетельствует о том, что в качестве негативных факторов, кроме превышения норм рабочего времени имеют место такие, как высокое нервно-психическое напряжение, длительное вынужденное положение тела, интенсивная голосовая нагрузка, значительное напряжение органов зрения и другие факторы.
Особое внимание обращают на себя внимание часто встречающиеся у педагогов симптомы, характеризующие «эмоциональное выгорание», такие как головная боль (70,4%), раздражительность (56,3%), нарушение сна (50,5%), депрессивное состояние (48,1%), повышенное давление (47,3%).
Наличие симтомов «эмоционального выгорания», негативные факторы профессиональной среды, конфликты на рабочем месте способствуют тому, что 72,3% педагогов отмечают сегодня ухудшение своего здоровья, 56,2% - ухудшение зрения, 49,8% - высокое артериальное давление, 74,8% - частые простудные и хронические заболевания. Это требует более серьезного отношения к сохранению здоровья учителей, преподавателей и поиску путей оздоровления.. Особое профессиональное значение имеет патология голосового аппарата преподавателей. По данным различных источников профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают от 32,6 до 53,2% преподавателей.
Образовательная организация, как рабочее место учителя и для учеников, должна быть безопасной, здоровой и благоприятной для преподавания и обучения. Важно, чтобы работодатель (руководитель организации) проводил консультации, советовался с представителями трудового коллектива в лице профсоюзной организации по вопросам, касающимся безопасности и здоровья работников, привлекал их к активному участию.
Платформой для такого взаимодействия могли бы стать такие важные направления деятельности по охране труда и здоровья в образовательных организациях как:
- специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах образовательных организаций. Именно здесь, при подготовке и проведении СОУТ, можно реально установить факторы риска путем идентификации потенциально вредных производственных факторов, включая фактор напряженности трудового процесса;
- обязательные медицинские осмотры работников образования, учитывая при этом, что основными заболеваниями работников образования являются функциональное перенапряжение отдельных органов, в том числе органов зрения; психосоматические заболевания, такие как синдром «эмоционального выгорания»; физические перегрузки и варикозная болезнь нижних конечностей.
- внимание к оценке собственного здоровья с позиций здоровьесбережения с учетом выполнения полного набора медицинских исследований, в том числе индивидуального биохимического, клинико-соматического и других статусов человека.
Такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений работников.
Как сформировать культуру управления стрессом на рабочем месте, как минимизировать его воздействие, как создать благоприятные условия труда на рабочих местах – ответы на эти и другие вопросы должны быть сформулированы в рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню охраны труда.
Постановлением президиума Алтайской краевой организации Профсоюза
р е к о м е н д о в а н о :
местным и первичным организациям Профсоюза, внештатным техническим инспекторам труда, уполномоченным по охране труда профкомов образовательных организаций, членам комиссий по охране труда, работодателям:
-изучить вопросы, связанные с охраной здоровья, в том числе в результате воздействия стрессовых ситуаций;
-организовать проведение круглых столов, мониторингов, анкетирования, собеседований с членами профсоюза, коллегами по вопросам, связанным с улучшением профилактической работы по обеспечению здоровья работников образования;
-провести профсоюзные собрания с данной повесткой дня;
-направить, в случае необходимости, в соответствующие организации коллективные обращения, заявления, предложения по принятию конкретных решений в части укрепления здоровья работников.
Краевая организация Профсоюза выражает уверенность, что мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда, будут служить руководством к действию работодателей и профсоюзных организаций для принятия мер, направленных на охрану труда, укрепление здоровья и предупреждение профессиональных заболеваний работников образования.
Николай Янков,
главный технический инспектор труда Алтайской краевой организации Профсоюза