Главная / Советы ветеранов

Ветераны посетили выставку «Воспитание по Толстому»

Пресс-служба Профсоюза. 03.10.2022
Печать

«Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся», - писал Л.Н. Толстой.

Ветераны педагогического труда г. Чебоксары, члены первичной профсоюзной организации ветеранов, посетив в КВЦ «Радуга» выставку из фондов Московского государственного музея Л.Н. Толстого, узнали, в чем заключается смысл педагогических идей писателя, как проходило обучение в школе, основанной им в Ясной Поляне, какое внимание уделялось воспитанию в семье Толстых.

Экскурсовод КВЦ «Радуга» Ксения Токмакова обратила внимание слушателей на уникальные экспонаты – фотографии досуга и быта Ясной Поляны, письма писателя к сыновьям и дочерям, записки и открытки. Среди экспонатов выставки особое место принадлежит «Азбуке». Впервые изданная в 1872 году, эта удивительная книга сегодня встречает свой 150-летний юбилей. «Азбука» для Л. Толстого имела огромное значение, потому он пишет: «Я же положил на нее труда и любви больше, чем на всё, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное». Рассказы из «Азбуки» и в наши дни остаются прекрасной литературой для детского чтения, воспитывающей чувство и разум.

В этот же день ветераны побывали и на мультимедийной экспозиции «Муза Монпарнаса с волжских берегов», посвященная художнице XX века Марии Воробьевой-Стебельской (псевдоним Маревна, уроженка Чувашии, в 4 года она была вывезена из России). Она раскрылась как художник в Париже. Мария известна своими работами в стиле кубизма и пуантилизма.

Проведенный «День искусства» в КВЦ «Радуга» подарил ветеранам новые впечатления. Они получили истинное удовольствие от увиденного и множество положительных эмоций.

Справочно. Созданная в 1859 году школа Л.Н. Толстого свидетельствует о нем как о педагоге-новаторе, творческие открытия которого актуальны и сегодня. В ее основе – принцип ненасилия, свободного опыта, взаимного уважения и любви. В школе писателя в Ясной Поляне не ставили оценок, не ругали за прогулы - ведь дети из крестьянских семей часто помогали по хозяйству и в работе в поле. Если забыл урок - попрыгай на одной ножке, а выучил задание лучше всех - тебя сам граф подсадит на высокий шкаф в классе, ты же умный, значит - выше всех.

Важная тема выставки – взаимоотношения Л.Н. Толстого со своими детьми. Она решена как диалог в письмах и разговорах, в совместном вечернем чтении и рисунках, в прогулках и играх, где взрослые и дети – вместе. Большое значение писатель придавал игре, говоря, что «Игра – дело серьезное», в то же время является главной радостью детства. Ребята с удовольствием играли с богородскими деревянными игрушками, в курочки, лапту, теннис, в «Зеленую палочку» и другие.

Как в счастливые, так и в трудные моменты жизни Л. Н. Толстой был рядом с детьми: вовремя сказанным словом, письмом, взглядом. Знак диалога, соединяющего детей и родителей, – почтовый ящик. Он висел на площадке лестницы, и дети Л.Н. Толстого вспоминали, как каждый опускал в него свои произведения на злобу дня, написанные в течение недели. «По воскресеньям все собирались в зале у круглого стола, ящик торжественно отпирался, и кто-нибудь из старших, часто даже сам папа, читал его вслух» (И.Л. Толстой «Мои воспоминания»).

Наталья Михеева, внештатный корреспондент Чебоксарской городской организации Общероссийского Профсоюза образования

Другие публикации по темам:

Практика работы профсоюзных организаций

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо