Приморская краевая организация
Главная / Деятельность / Информационная работа

Подведены итоги опроса общественного мнения о статусе учителя в современном обществе

Пресс-служба Профсоюза. 10.02.2019 Печать

6 февраля комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки провела круглый стол на тему "Подведение итогов опроса общественного мнения о статусе учителя в современном обществе". В дискуссии приняли участие в том числе специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования, победители Всероссийского конкурса "Воспитатель года России".

С основными докладами выступили инициаторы обсуждения, организаторы опроса. Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки Людмила Дудова размышляла об образе современного учителя в зеркале СМИ (наблюдения над публикациями в Интернете). Людмила Васильевна подчеркнула: "Традиционно учителя в российском обществе и образование в системе ценностей занимают одно из ведущих мест. И сложилось исторически, что учитель в России – это больше, чем учитель. Это тот, на кого равняются, тот, кто имеет особенные права. Некоторые изменения восприятия фигуры учителя в нашем социокультурном пространстве связано с причинами, о которых мы не очень часто говорим. Если до эпохи активного внедрения интернета и цифровизации учителя оставались единственными носителями всего – системы ценностей, знаний и так далее, - то сегодня педагог находится в ситуации острой конкуренции с другими носителями информации и с другими технологиями, которые сегодня обеспечивают доставку информации, знаний и в общем-то участвуют в конкуренции за формирование сознания нашей нации и нашего нового поколения". Тем не менее, уверена Людмила Дудова, "учитель в глазах родителей остается тем, кто несет знания, формирует знаниевую основу. Это вотум доверия общества". А вот с детьми все сложнее. "Ослабление статуса учителя связано с тем, что на сегодняшний день ни родитель, ни учитель не обладает достоверными сведениями о том, с кем мы имеем дело. Учитель сегодня во многом работает вслепую. Современное поколение насколько серьезно отличается от предыдущего, и это цивилизационный процесс, что родители и учителя не всегда могут поспеть за этими изменениями".

Член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина представила основные итоги общественного опроса о статусе учителя в современном обществе. Ирина Викторовна пояснила, что главной сюжетной задачей проведения опроса стала проблема "Почему происходит изменение статуса учителя?". "Мы становимся свидетелями того, что социум в целом готов сделать учителя ответственным за многое, что происходит в обществе. И если эти ожидания не совпадают, реакция оказывается мгновенной, тиражируется средствами массовой информации. Проблематика изменения статуса учителя важна и для органов власти, и для общественности, и для учителей, поскольку надо понимать, что является причиной, что может стать следствием, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы учитель как субъект формирования гражданской идентичности все-таки оставался на достаточно высоком уровне общественного признания", - сказала Ирина Викторовна.

Опрос проводился на сайте Общественной палаты РФ с 14 по 25 января, в нем приняли участие 1667 респондентов, причем это была стихийная выборка. Примерно половина опрошенных – из сел и малых городов, вторая половина – из крупных городов. Две важных цифры итогов: 71 процент опрошенных оценивают статус профессии учителя как низкий. 80% опрошенных считают, что престиж профессии учителя в последнее время снижается.

В дискуссии приняли участие ученые, учителя школ и преподаватели вузов, колледжей, а также родители. Свое мнение смогли высказать не только сидящие за круглым столом, с помощью видеосвязи к разговору подключились педагоги из Волгограда, Казани, города Глазова Удмуртской Республики. На дискуссию в Москву были приглашены победители Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" Екатерина Смалева (Рязань), Анастасия Шлемко (Московская область).
Участниками обсуждения стали специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования. Выступая, эксперт аппарата Профсоюза Раис Загидуллин отметил, что сегодня об образовании говорят рыночным языком, потерян "культурологический дискурс в системе образования". "Если мы сумеем выйти на ценностные, нравственные запросы о смысле образования, тогда можно будет многое изменить - и систему оценки, и систему приема в педагогические вузы, и систему инструментов. Без этого мы не сможем переломить мнение родителей о школе, не сумеем донести мнение, что система-то образования хорошая. Мы, Профсоюз образования, поможем в этих вопросах".

Результаты опроса общественного мнения представили в ОП РФ
Более 70 % респондентов оценили статус учителя как низкий

Результаты опроса россиян на тему «Статус учителя в современном обществе» представили в Общественной палате РФ 6 февраля. В опросе, который проводился методом онлайн-анкетирования с 14 по 25 января, приняли участие 1667 человек.

71 % опрошенных оценивают статус профессии учителя как низкий. Лишь респонденты в возрасте от 18 до 25 лет оценили престиж профессии учителя как средний.

80 % опрошенных считают, что престиж профессии учителя в последнее время снижается. Наибольшее количество респондентов, которые ответили, что престиж профессии учителя снижается, проживают в селах, деревнях или небольших населенных пунктах, отмечается в результатах исследования.

Между тем четверть опрошенных ответили, что они никогда не сталкивались с негативным профессиональным поведением учителя. Более половины (66 %) с таким поведением сталкивались иногда. Подавляющее большинство опрошенных считает, что «чрезмерная педагогическая нагрузка» (1160 респондентов) и «большое количество бумажной отчетности» (1089 респондентов) являются причиной негативного профессионального поведения учителей.

По мнению большинства респондентов, для того чтобы учитель отлично выполнял свои профессиональные функции, государство должно повысить заработную плату (1256), уменьшить количество бумажной отчетности (1150), повысить престиж профессии учителя (1059).
Один из инициаторов опроса, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова, считает, что проблема статуса учителя имеет множество измерений.

«Некоторые изменения в восприятии фигуры учителя в нашем социокультурном пространстве связаны с вполне объективными причинами. Так, если до эпохи активного внедрения интернета и цифровизации учителя оставались единственными носителями всего — и системы ценностей, и знаний, то сегодня учителя находятся в ситуации острой конкуренции с другими носителями информации и с другими технологиями, которые сегодня обеспечивают доставку информации, доставку знаний и в известной степени участвуют в конкуренции за формирование нашей нации и нашего молодого поколения», — сказала Дудова.

По словам общественницы, традиционно в России статус учителя и статус образования в системе ценностей, в российской ментальности занимает одно из ведущих мест: «Исторически сложилось, что учитель в России — это больше чем учитель. Это тот, на кого равняются, этот тот, у кого есть особенные права. Это более очевидно в регионах с традиционно высоким уважением к образованию, где учитель, просветитель — это особая фигура».

Член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина считает, что современное общество в целом становится требовательнее к педагогам: «Мы даже становимся свидетелем того, что социум готов сделать учителя ответственным за многое из того, что происходит в обществе, и если эти ожидания не совпадают с действительностью, то реакция оказывается мгновенной, тиражируется в СМИ. Мы видим, что в СМИ в последнее время появляется все больше резонансных сообщений».

«Учитывать изменение статуса учителя важно и для органов власти, и для общественности, и для учителей. Нужно понимать, что может стать причиной, что может стать следствием, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы учитель, как основной субъект не просто образовательной деятельности, а как субъект формирования гражданской идентичности все-таки оставался на достаточно высоком уровне общественного признания», — сказала Бурмыкина.

Подробнее познакомиться с результатами опроса, проведенного ОП РФ, можно в приложенных материалах.

ре1

ри2

ри3

 

Результаты опроса россиян на тему «Статус учителя в современном обществе»

690078, г. Владивосток, ул. Комсомольская, 3

423 245-97-38