Главная / Деятельность / Правовая работа

РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ. Вновь о заработной плате

Пресс-служба Профсоюза. 08.12.2022
Печать

Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ – Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлено, что одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Частью статьи 132 Трудового кодекса РФ установлено: «Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.».

При этом статьей 134 Трудового кодекса РФ установлено, что «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.».

Статьей 3 Закона Приморского края от 25.04.2013 г. № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края» во исполнение статьи 134 Трудового кодекса РФ было установлено: «Размеры окладов работников государственных учреждений Приморского края ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Приморского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.».

Законом Приморского края от 4.08.2020 г. № 855-КЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Приморского края «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края» статья 3 указанного Закона была изложена в следующей редакции, действующей с 1 января 2021 г., «1. Заработная плата работников государственных учреждений Приморского края ежегодно увеличивается (индексируется) постановлением Правительства Приморского края с учетом индекса потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Приморского края на соответствующий год.» (т.е. с учетом предполагаемого индекса потребительских цен).

Затем Законом Приморского края от 18.12.2020 г. № 960-КЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Приморского края в части индексации оплаты труда» действие статьи 3 Закона Приморского края № 188-КЗ с 1.01.2021 г. до 1.01.2022 г. было приостановлено (т.е. фактически была приостановлена индексация заработной платы и действие статьи 134 Трудового кодекса РФ, несмотря на рост цен на товары и услуги).

Законом Приморского края от 17.09.2021 г. № 1140-КЗ «О признании утратившим силу Закона Приморского края «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Приморского края в части индексации оплаты труда» с 17.09.2021 г. Закон Приморского края от 18.12.2020 г. № 960-КЗ признан утратившим силу, 17.09.2021 г. издано Постановление Правительства Приморского края № 619-пп «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Приморского края».

Постановлением № 619-пп, в соответствии с Законом Приморского края от 25.04.2013 г. № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края» (т.е. в соответствии со статьей 3 указанного Закона в редакции Закона от 4.08.2020 г. № 855-КЗ), с 1.10.2021 г. постановлена индексация путем увеличения в 1,039 раза размеров окладов работников государственных учреждений Приморского края, а в отношении отдельных категорий работников государственных учреждений Приморского края, повышение оплаты труда которым предусмотрено Указами Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 597, от 1.06.2012 г. № 761, от 28.12.2012 г. № 1688 (педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений, преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам учреждений культуры, социальным работникам) – в пределах темпов роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности.

Постановления Правительства Приморского края аналогичного содержания изданы 1.10.2021 г. № 651-пп об индексации размеров окладов с 1.10.2022 г. путем увеличения в 1,04 раза, 9.09.2022 г. – в 1,055 раза.

Среднемесячный доход от трудовой деятельности педагогического работника в свете требований трудового законодательства – это средний заработок, для расчета которого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях исчисления средней заработной платы» учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат, в частности:

- заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;

- заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;

- заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;

- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;

- выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

- вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;

- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

- другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Заработная плата педагогических работников образовательных учреждений Приморского края, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 597, от 1.06.2012 г. № 761 рассчитывается с учетом целевых значений заработной платы отдельных категорий работников, установленных в распоряжениях Правительства Приморского края от 28.12.2020 г. № 623-рп, от 27.07.2022 г. № 379-рп (в нормативно-правовой системе «КонсультантПлюс» и в распоряжении Приморской краевой организации Профессионального союза работников образования и науки Российской Федерации отсутствуют), которыми установлены прогнозные значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Приморском крае, т.е. ее предельный уровень на определенный финансовый год или «темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности» (так называемый «потолок»), как сформулировано в вышеперечисленных Постановлениях Правительства Приморского края об индексации заработной платы работников государственных учреждений Приморского края в 2021 - 2023 г.г.

Например, прогнозное значение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, которые в системе образования составляют большинство, на 2022 год установлен в размере 50 999 рублей (без учета выплат за выполнение функций классного руководителя, финансирование которых осуществляется целевым назначением из федерального бюджета), на 2023 год – 56 047,9 рублей, на 2024 год – 60 363,6 рублей, на 2025 год – 64287,2 рублей.

Таким образом, в соответствии с распоряжениями Правительства Приморского края № 623-рп и № 379-рп - если среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений Приморского края достигает уровня, установленного указанными распоряжениями на соответствующий финансовый год, то у органов местного самоуправления на основании Постановления Правительства Приморского края от 17.09.2021 г. № 619-пп «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Приморского края», аналогичных Постановлений от 1.10.2021 г. № 651-пп об индексации размеров окладов с 1.10.2022 г. путем увеличения в 1,04 раза, 9.09.2022 г. – в 1,055 раза – отсутствует обязанность ее индексации на основании статьи 134 Трудового кодекса РФ, статьи 3 Закона Приморского края от 25.04.2013 г. № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края», что с точки зрения действующего законодательства является незаконным.

Во-первых, цены на товары и услуги в Приморском крае растут вне зависимости от прогнозов социально-экономического развития Приморского края на соответствующий год, потому что отсутствуют установленные на государственном уровне сдерживающие их рост и темпы законы, механизмы, что установлено органами статистического наблюдения, в том числе специалистами Общероссийского Профессионального союза образования и просто самими работниками.

Во-вторых, в Приморском крае значительно отсутствует необходимое число педагогических работников, особенно в области преподавания таких предметов как математика, физика, информатика, история, русский язык и литература, в связи с этим педагогическим работникам приходится работать на двух и более ставках, что сказывается на качестве образования, на здоровье педагогов, способствует их так называемому «выгоранию», наблюдается дефицит и учебно-вспомогательного персонала (младшие воспитатели).

Низкий уровень заработной платы педагогических работников, её искусственное ограничение введением так называемых «предельных уровней темпов роста заработной платы», не индексация при всё возрастающем внимании государства к качеству образования, воспитанию подрастающего поколения, усугубляют кадровый кризис, не привлекают молодежь в педагогическую работу.

Возникает вопрос: Правомерно ли установление в отношении заработной платы педагогических работников предельных уровней темпов роста заработной платы, ведь это противоречит Конституции Российской Федерации, статьей 17 которой установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; частью 2 статьи 55 установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо