Главная / Деятельность / Вести с мест

Школа стала моей жизнью...

Пресс-служба Профсоюза. 01.09.2022
Печать

Школа стала моей жизнью

Размышления заслуженного учителя на пенсии

Каждый человек, прожив долгую активную жизнь, испытывает желание оглянуться назад. Мне сегодня есть что вспомнить. 63 года я отдала народному образованию, воспитала десятки медалистов, выпустила в жизнь тысячи учеников, которые стали нужными, полезными людьми. Пришло время рассказать о любимом деле, о верно выбранной профессии.

1954 год, холодный декабрь. Впереди неизведанная, но искренне выбранная специальность – учитель русского языка и литературы. Я направлена в только что открытую новую школу №3 Уссурийска. Трудно справиться с волнением, тем более что я веду с собой две группы учеников, отчисленных из другой школы. Это будущие 5‑й «Г» и 5‑й «Д» классы, в одном из которых я буду классным руководителем.

Мне достался класс переростков. Тогда, в послевоенные годы, были такие. В моем классе много мальчиков, которые мне, слегка растерянной молодой учительнице, оказались хорошими помощниками в оформлении класса, школы, в выполнении трудовых поручений. Даже давали советы, к которым я прислушивалась. Помню, я слишком громко объясняла тему урока – слышно было на всю школу. На перемене подходит ко мне Леня Гречко, ученик, который на четыре года младше меня, и говорит: «Валентина Ильинична, не кричите так громко, мы Вас и так понимаем».

Школьная жизнь полностью меня поглотила. Я была даже рада, ведь мечтала быть учителем с детских лет. Делала из бумаги маленькие тетрадочки, раскладывала их на столе напротив игрушек и «обучала»…

Русский язык мои дети усваивали с трудом. Приходилось оставаться после уроков, чтобы что-то повторить.

Уже стемнело. Школа опустела. Вдруг открывается дверь, входит директор с вопросом: «Что вы здесь делаете?» «Учимся отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных», – смело отвечает Петя Гроссман.

Школа стала моим домом, моей семьей, моей жизнью. Даже воскресенья я отдавала детям: надо было посетить нерадивого ученика, когда у него дома родители.

А дома меня ждали стопка тетрадей для проверки и подготовка к занятиям – нужно написать конспект, чтобы все успеть, все выполнить на уроке, как учили в вузе.

Вспоминаю случай. Все приготовила к уроку, вышла на дежурство. По звонку начинаю урок – конспекта нет. Оглядываю класс. Тишина. Урок прошел нормально. А на перемене дети отдают мне тетрадь с конспектом. Ученики, видимо, решили проверить учителя, как он без конспекта проведет урок. Больше таких случаев не было. Школьники убедились в моих знаниях и умениях. Пошутили ребята.

Дети способны на выдумки. Об этом должен помнить каждый учитель и ежедневно пополнять свои знания, развивать свои навыки. Надо постоянно вести наблюдения, что ребята усваивают с трудом, совершенствовать пути обучения. В 9‑м классе, где начинается серьезный курс русской литературы, мы после общих вступительных уроков, пояснений предлагаем детям читать самостоятельно текст произведения… А читать они не любят. Я в своем классе коррекции знаний пошла другим путем. Пересказала кратко содержание романа Пушкина «Евгений Онегин», подкрепляя что-то цитатами. По первым главам сделали записи, составили план некоторых эпизодов. Затем я дала определенные задания по изучению произведения. Мне кажется, такой работой я заинтересовала детей. В руках ребят появился роман. В те времена они что-то читали, не отвлекаясь на Интернет, которого не было.

Считала и считаю обязательным написание сочинения. Это очень трудно, но необходимо. Первое сочинение пишу сама. Читаю. Все его части разбираю, объясняю, как использовать аргументы, цитаты. Даже когда появились сборники сочинений, я старалась учить, читала свои образцы. Никто, кроме учителя, не сможет научить этому по-настоящему.

Меня очень удивляют те учителя-словесники, которые в 10‑м классе совсем не пишут сочинений с детьми. Ведь изучаются лучшие произведения русской литературы! По программе пройден роман Толстого «Война и мир». А старшеклассники не могут назвать главных героев, не говоря об основных проблемах произведения. Как бы обиделся Лев Николаевич, если бы мог знать об истинном отношении современников к его роману-эпопее. Конечно, не хватает уроков. Но можно все так спланировать, чтобы лучшее произведение дети знали.

В связи с этим вспоминаю своего выпускника-медалиста Евгения Козырева, победителя краевого конкурса «Кто лучше знает литературу». Он поразил всех чтением наизусть отрывков из романа «Война и мир». Я, его учительница, не знала столько текста наизусть. Смотрела на него с завистью, с восторгом. Оказывается, ученик тоже может учить учителя.

Хочется коснуться воспитательной работы, которая требует много времени, умений и сил. В любом возрасте, в любое время учение – основной способ познания и воспитания.

В нашей школе был введен такой метод: каждый старший класс готовит общешкольное мероприятие. Нам выпал жребий обеспечить новогодний бал. А танцевать-то дети не могут. Да и я не спец. Рядом со школой, на улице Кирова, был клуб Уссурийского машиностроительного завода, где можно было научиться танцевать. Мы этим воспользовались, потратив довольно много времени, чтобы овладеть навыками бальных танцев. Зато на выпускном вечере у меня уже был надежный партнер – мой ученик Юра Мышкин.

Сегодня мне кажется, что не в полной мере уделяется внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Учителя, мои сверстники, помнят произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», Василя Быкова «Сотников», Валентина Распутина «Живи и помни» и многие другие, где глубоко, реально показана героическая история нашей страны.

В наши дни, когда старшеклассники обращаются ко мне с сочинением, посвященным Великой Отечественной войне, я чувствую, что многих произведений они не знают. А мы когда-то не только читали, но и ходили с классом на площадь Победы, где на монументе высечены имена уссурийцев, погибших в борьбе с фашистами. Надо вспоминать, читать, от души говорить о наших дедах и прадедах, которым мы обязаны жизнью.

Самыми интересными бывают воспоминания, связанные со встречами выпускников, ставших уже бабушками и дедушками. Никита Белоусов рассказывает о занятиях русским языком в автомобильном училище, где он учился после окончания школы. Никто из курсантов не мог вспомнить, что такое деепричастный оборот. Никита объяснил, а все потому, что когда-то за эту тему получил «2». Выучил, сдал. И запомнил на всю жизнь. Иногда полезно двойку получить. Об этом случае он рассказал своей дочери Насте, которую отправил ко мне на выучку.

Умение учиться, знания, полученные в школе, приносят детям радость, удовлетворение. Да и учитель, который любит свой предмет, служит ему до конца, счастлив, уверен и силен.

Я и сегодня знакомлюсь с новинками в области образования. Общаюсь с коллегами, дружу со школьниками. Очень хорошо знаю особенности ЕГЭ по русскому языку. Отрадно, что сейчас это главный, ведущий предмет в системе приема в вуз. ЕГЭ по русскому – сложный экзамен, хотя ежегодно вносят изменения в КИМы, упрощая задания. Когда-то (в 2009-2015 годах) в каждом варианте было 39 заданий, а сегодня – 26. Нужно, мне кажется, самое серьезное внимание обратить на орфографию.

Некоторые скажут: зачем учителя-пенсионеры вникают в современную систему образования? Они свое дело уже выполнили. Нет. Меня очень волнует, что Болонская система способствовала снижению качества образования в России. Будто виновно в этом появление ЕГЭ. Многие предлагают его отменить. Здесь нужно серьезно подумать. Сейчас абитуриенты могут одновременно участвовать в конкурсе при поступлении в 5 вузах. Как это можно реализовать без ЕГЭ?

На мой взгляд, ЕГЭ надо сохранить и в то же время возродить лучшие традиции российской системы образования, интегрировать в современную школу наиболее эффективные методики прежних лет.

Я надеюсь, что в ближайшие 2-3 года обновленная методика улучшит качество образования. Над этим работают молодые и опытные ученые. Успеха им. А мы все порадуемся.

Валентина ЖИТНИКОВА, заслуженный учитель РФ, Приморский край

Досье «МП»

В мае этого года заслуженному учителю России Валентине Житниковой исполнилось 90 лет. Валентина Ильинична в профсоюзе с первого дня трудового стажа, с 1954 года. Входит в Совет ветеранов при Уссурийской городской организации Общероссийского Профсоюза образования. И сегодня, несмотря на почтенный возраст, продолжает работать с учениками выпускных классов, готовит их к ЕГЭ по русскому языку. Благодаря ее бескорыстной помощи школьники поступают на бюджетное обучение в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Мой профсоюз, №35 от 1 сентября 2022

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо