Более половины учителей в России пожаловались на зарплату
Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, показало исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 24% педагогов считают, что молодёжи нет смысла идти работать в школу. Старение педагогического корпуса - серьёзная проблема, говорит эксперт.
Сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) подготовили аналитический обзор "Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе - взгляд учителей". Его ключевой вывод - по итогам 2017 года почти 60% учителей в России не устраивает их заработная плата.
В обзоре также проанализированы такие вопросы, как приход в школы молодых преподавателей и их мотивация, влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогов, отношение учителей к работе.
В опросах приняли участие 900 учителей - 300 из сёл и деревень, 300 из небольших городов и 300 из региональных столиц, рассказала редактор обзора, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Опрошенные живут и работают в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, указано в исследовании.
Из других результатов Клячко выделила значимую долю учителей, которые считают, что молодёжи не имеет смысла идти работать в школу - таких педагогов по итогам 2017 года почти 24%, это столько же, сколько в 2016 году, и на 4% больше, чем в 2015 году.
В пресс-службе Министерства образования и науки Российской Федерации заявили, что изучат результаты мониторинга РАНХиГС.
Зарплаты и регионы
Больше всего заработной платой удовлетворены учителя в небольших городах - таких среди них почти 42%. Чуть меньше довольны педагоги в региональных столицах (41%), а менее всего - преподаватели в сёлах (40%). Отдельно в исследовании отмечается, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 годах их было 32%, то в 2017-м - 25%.
Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тысяч рублей в 2016 году до 34,9 тысяч рублей в 2017 году, уточнили в пресс-службе Минобрнауки России. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, как ранее подсчитал РБК на основе данных Росстата. Ещё в двух зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тысячу рублей.
Хотя почти 60% учителей недовольны своей зарплатой, это меньше, чем в прошлые годы, отметила Клячко. В 2016 году таких преподавателей было больше 65%. "В 2017 году, в преддверии выборов, все силы в регионах были брошены на то, чтобы повысить и поддерживать зарплату учителей", - указала она.
Согласно майским указам Владимира Путина, подписанным в начале его третьего срока, уже с 2012 года зарплата учителей должна была равняться средней по региону и не опускаться далее ниже этой планки. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников должны были бы составлять 200% от средней по региону.
Как ранее писал РБК, в конце 2017 года - начале 2018 года сотрудники многих бюджетных учреждений, в том числе преподаватели вузов, получили зарплату в несколько раз больше - они сами это объясняли полученной руководством установкой выполнить майские указы к президентским выборам.
Обновление состава и уважение
В течение последних лет педагогические коллективы школ обновились незначительно, отмечают авторы доклада. О сильном обновлении сказали только 17% респондентов. Остальные высказали мнение, что "процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику".
Исследователи попросили учителей рассказать, что именно может привлечь молодых специалистов в школу. Чаще всего преподаватели (можно было выбрать несколько ответов) называли стабильную занятость (32%), удобный график (37%) и интерес к профессии (35%). Относительно высокую зарплату в качестве привлекательной для молодёжи назвали 14%. В то же время 24% опрошенных признались, что в школе нет ничего, что может быть интересно для молодых специалистов.
Мнение молодых учителей (до 35 лет) отличается от средних оценок. Главный фактор, который их влечёт в школу, - интерес к профессии (51%), на втором месте удобный график (49%), на третьем — стабильность (26%). При этом на 4,5% выросла доля тех, кто считает важным фактором заработную плату, - с 15,5% в 2016 году до 20% в 2017 году.
Молодым педагогам действительно достаточно сложно вписаться в школьную систему, замечает руководитель Института развития образования Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики Ирина Абанкина. "У них нет возможности привносить свои новации. Исключения - когда приходит коллектив молодых преподавателей, но это большая редкость, и школы редко себе такое позволяют, особенно в условиях оптимизации", - указала она. Но молодёжь в школе нужна, подчеркивает Абанкина. В последнее время наметился поколенческий разрыв между учителями и учениками - дети годятся большинству педагогов во внуки, и это становится критическим, поясняет она.
Отдельно исследователи попросили учителей ответить на вопрос, относят ли они себя к уважаемым членам общества. Преподавателей, которые назвали свою профессию уважаемой, - 55%. Полностью не согласны с этим 9%, ещё 36% склоняются к тому, что эта профессия не уважаема в обществе.
Интерес к профессии учителя растёт, утверждают в пресс-службе Минобрнауки России. С 2014 года число бюджетных мест на педагогические программы высших учебных заведений выросло на 8,4%. В 2017 году средний балл по одному предмету для поступающих в педагогические вузы достиг 66,7 при 59,9 в 2015 году.
Нагрузка и коллектив
Учителей также попросили оценить, насколько их устраивают отношения с учениками, их родителями, дирекцией школы и коллегами. Больше половины преподавателей устраивает уровень общения со всеми, кроме родителей - 54% довольны общением со своими учениками, 65% - с администрацией, 68,5% - с коллегами. Только 38% учителей сообщили о хороших отношениях с родителями школьников. "Неудовлетворённость учителей взаимоотношениями с родителями во многом обусловлена постоянным ростом требований со стороны родителей к качеству учебного процесса: ежегодно больше половины учителей (56%) отмечают рост требовательности со стороны родителей", - поясняют авторы исследования.
Большинство учителей годятся родителям учеников в родители, ещё раз подчеркнула Абанкина. Это ещё одна причина, помимо требовательности, которая определяет их взаимоотношения, полагает она.
Полина Звездина