Сайт работает в тестовом режиме
Общероссийский Профсоюз образования
Главная / Мероприятия / Мероприятия с участием Профсоюза

Подведение итогов исследования ОЭСР PISA - 2012

Пресс-служба Профсоюза. 07.12.2013 Печать

6 декабря в Брюсселе прошла совместная встреча экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с руководством Интернационала образования и представителями его членских организаций по предварительному подведению итогов очередного этапа исследования PISA - международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.

В очередном этапе исследовании приняли участия 65 государств, в том числе Российская Федерация, в качестве одного из партнёров Организации экономического сотрудничества и развития.

Задача исследования - представить объективную картину состояния систем образования стран участниц и динамику их развития с целью выработки политических рекомендаций национальными правительствами.

Во встрече принимала участие Председатель Общероссийского Профсоюза образования - Вице-президент Европейского комитета профсоюзов образования Галина Меркулова.

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ПРОГРАММЕ PISA

К встрече с представителями ОЭСР по итогам исследования за 2012 год,

Брюссель 6 декабря 2013 года.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (английская аббревиатура PISA) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представляет собой стандартизированное тестирование выбранных наугад 15-летних школьников.

В исследовании участвуют все 34 страны – члены ОЭСР и т.н. «страны партнёры».

PISA – наиболее известное, сравнительное, регулярно проводимое международное исследование в образовании. Результаты этого исследования значительно влияют на образовательную политику участвующих стран. PISA привлекает интерес общественности и правительств – одни «хотят знать, что же происходит с образованием», другие хотят продемонстрировать, что их подход обеспечивает «прогресс в образовании». Во многих странах пресса играет важную роль в организации дискуссии и дебатов между этими двумя группами.

Первое исследование проводилось в 2000 году при участии 43 стран, в 2003 году участвовали 41 страна,  в 2006 – 57, 2009 – 64, 2012 – 65 стран при охвате в тестировании более 510 тысяч учащихся.

Как правило, в каждой стране тестируется от 4500 до 10000 учащихся.

Руководство программой осуществляют 4 группы:

  • УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ PISA, в котором представлены все участвующие страны. Он определяет цели, приоритеты программы и следит за их выполнением в ходе исследования;

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТА руководят ходом исследования в своих странах, следуя согласованным процедурам;

  • СЕКРЕТАРИАТ ОЭСР несёт главную ответственность за выполнение программы. Руководитель директората образования Андрес Шехер отвечает за координацию всей работы;

  • за подготовку отчётов, материалов, обзоров программы отвечает МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ в составе представителей научных образовательных центров Австралии, Голландии, США и Японии.

В России осуществлением программы PISA занимается Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при участии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Главным показателем PISA является оценка того, насколько старшеклассники усвоили знания и навыки, необходимые для наиболее их полного участия в жизни общества. Знания и навыки в чтении, математике, научных предметах оцениваются с точки зрения их использования во взрослой жизни.

Каждый учащийся проходит двухчасовое тестирование. Задания строятся таким образом, чтобы учащийся мог проявить себя в различных областях знаний, связанных с реальной жизненной ситуацией.

Помимо этого учащиеся 20-30 минут отвечают на вопросы, связанные с их семьей, личной жизнью и школой.

Директора школ 20 минут отвечают на вопросы, связанные со школьной жизнью.

Каждая отдельная страна может провести опрос родителей или исследование, связанное с состоянием использования современной коммуникационной технологии.

Каждое исследование ставило во главу отдельный вопрос. В 2000 году – навыки чтения и литературная грамотность. В 2003 году – математическая грамотность. В 2006 году – грамотность в естественных науках, в 2012 году главное внимание обращено на математику, чтение и естественные науки.

Как же ОЭСР формулирует «грамотность в естественных науках» - «способность использования научных знаний для определения вопросов и нахождения научно-обоснованных выводов с тем, чтобы понять и принять решения, связанные с окружающим миром и изменениями в нём, произошедшими в результате деятельности человека»? В понимании ОЭСР это очень важно в жизни каждого отдельного человека.

В результатах исследования учитываются социально-экономическое окружение учащихся, мотивация, вера, пол, происхождение, положение в школе и т.д.

Результаты последнего исследования за 2012 год были опубликованы 3 декабря 2013 года. Официально они были представлены в Вашингтоне совместно генеральным секретарем ОЭСР Анхелом Гуррией и министром образования США Арне Данканом. Интернационал образования сделал краткий обзор и комментарии к публикации ОЭСР к моменту встречи 6 декабря 2013 года в Брюсселе с представителями ОЭСР.

ОЭСР объединяет 34 экономически наиболее развитых государства «разделяющих приверженность демократическому правлению и рыночной экономике». ОЭСР обеспечивает поддержку правительствам «в обеспечении адекватности ключевых экономических областей отраслевым мониторингом. В разрешении угрожающих положений и в определении политики, которая работает. Она помогает политикам принимать стратегические решения».

Свои цели ОЭСР решает через проведение исследований. ОЭСР – один из крупнейших и надёжных источников сравнительного статистического, экономического и социального анализа в мире.

Именно в этом свете ОЭСР видит свою роль в области образования – «оказании содействия государствам членам и партнёрам в достижении высококачественного непрерывного образования для всех, содействие индивидуальному развитию, непрерывному экономическому росту и социальному согласию».

ОЭСР рассматривает образование в первую очередь как капиталовложение для достижения экономических, социальных и прочих благ.

Задача ОЭСР – способствовать политике реформ в свете происходящих в мире изменений – глобализация, создание экономик, основанных на знаниях. Следовательно, образование превратилось в решающий экономический сектор.

Положение профсоюзов при оценке результатов исследования PISA неодинаковое, в разных странах их влияние на выработку образовательной политики различно. Но они могут использовать его в своей политике и выработать свои подходы к нему.

Очевидно, в будущем общественные дебаты о положении в образовании будут нарастать, профсоюзы должны подготовиться к ним.

Профсоюзы могут поддерживать или опровергать результаты исследований PISA, но в любом случае им необходимо иметь свой банк данных, вести свои  исследования. В случае поддержки результатов необходимо стремиться участвовать в работе соответствующих органов и мероприятий.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛА ОБРАЗОВАНИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНО РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA - 2012

  • Интернационал образования приветствует начало политического обсуждения путей достижения качественных систем образования, с выводами в пользу качественного государственного образования. Однако, представленная система таблиц не отражает всех реальностей, что признаётся самой ОЭСР, это также касается рассмотрения лишь трёх областей знаний без учёта таких пластов, как, к примеру, гуманитарные знания.

  • Справедливо ли, что первые позиции занимают небольшие географические районы Дальнего Востока, ведь ситуация в крупных странах может быть очень различна?

  • Впервые ОЭСР делает выводы о развитии ситуации в отдельных географических регионах, хотя каждое государство будет обращать главное внимание на своё собственное положение.

  • Делается сравнительный анализ положения в образовании отдельных стран в 2003 и в 2012 годах – это главный момент, на который следует обратить внимание.

  • Социально-экономическое положение учащихся остаётся важным определителем успеваемости.

  • Выводы исследования показывают, что равное распределение ресурсов между школами, отказ от деления учащихся в зависимости от их социально-экономического статуса, большая автономия школ в плане учебных программ и педагогики, и главное, наличие квалифицированных педагогов являются предпосылками к достижению положительной обучающей среды и результатам образования.

  • Приветствуется вывод ОЭСР о том, что высокая заработная плата педагогов имеет прямое положительное отношение к успехам учащихся. Однако Интернационал образования не согласен с заявлением, что при высоких заработных платах возможно увеличение размеров класса.

  • Интернационал образования согласен с выводом ОЭСР, что качество школы не может быть выше качества его педагогов. Исследование показывает, что страны, сделавшие значительный прогресс за последние 10 лет, следуют политике улучшения качества преподавательского состава путём улучшения профессиональных стандартов, увеличения заработной платы, создания условий для привлечения в профессию молодёжи, мотивируя учителей к участию в программах повышения квалификации.

 Секретарь по международной работе аппарата Профсоюза,

Николай Колабашкин 

Другие публикации по теме:

Интернационал образования заявил о нехватке квалифицированных педагогов / 29 июля 2019
Профсоюз работников образования Турции в России / 27 апреля 2019
Профсоюзы намерены отстоять приоритеты образования на предстоящих выборах в Европарламент / 15 марта 2019
Встреча представителей Профсоюза с новым руководителем Интернационала образования / 4 февраля 2019
Рабочая встреча в Египте / 21 января 2019
Опыт реализации молодёжной политики Профсоюза лёг в основу решения ЕКПО / 3 декабря 2018
Съезд Профсоюза учителей Швеции / 30 октября 2018
Соболезнования от Интернационала Образования в связи с трагедией в Керчи / 19 октября 2018
Визит представителей Всеобщей конфедерации труда Вьетнама / 16 октября 2018
Право на образование подразумевает право на квалифицированного учителя / 3 октября 2018

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

+7 495 134-33-30