6 декабря в Брюсселе прошла совместная встреча экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с руководством Интернационала образования и представителями его членских организаций по предварительному подведению итогов очередного этапа исследования PISA - международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. В очередном этапе исследовании приняли участия 65 государств, в том числе Российская Федерация, в качестве одного из партнёров Организации экономического сотрудничества и развития. Задача исследования - представить объективную картину состояния систем образования стран участниц и динамику их развития с целью выработки политических рекомендаций национальными правительствами.
Во встрече принимала участие Председатель
Общероссийского Профсоюза образования - Вице-президент Европейского комитета
профсоюзов образования Галина Меркулова.
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ПРОГРАММЕ PISA К встрече с представителями ОЭСР по итогам исследования за 2012 год, Брюссель 6 декабря 2013 года. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (английская аббревиатура PISA) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представляет собой стандартизированное тестирование выбранных наугад 15-летних школьников. В исследовании участвуют все 34 страны – члены ОЭСР и т.н. «страны партнёры». PISA – наиболее известное, сравнительное, регулярно проводимое международное исследование в образовании. Результаты этого исследования значительно влияют на образовательную политику участвующих стран. PISA привлекает интерес общественности и правительств – одни «хотят знать, что же происходит с образованием», другие хотят продемонстрировать, что их подход обеспечивает «прогресс в образовании». Во многих странах пресса играет важную роль в организации дискуссии и дебатов между этими двумя группами. Первое исследование проводилось в 2000 году при участии 43 стран, в 2003 году участвовали 41 страна, в 2006 – 57, 2009 – 64, 2012 – 65 стран при охвате в тестировании более 510 тысяч учащихся. Как правило, в каждой стране тестируется от 4500 до 10000 учащихся. Руководство программой осуществляют 4 группы:
В России осуществлением программы PISA занимается Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при участии Министерства образования и науки Российской Федерации. Главным показателем PISA является оценка того, насколько старшеклассники усвоили знания и навыки, необходимые для наиболее их полного участия в жизни общества. Знания и навыки в чтении, математике, научных предметах оцениваются с точки зрения их использования во взрослой жизни. Каждый учащийся проходит двухчасовое тестирование. Задания строятся таким образом, чтобы учащийся мог проявить себя в различных областях знаний, связанных с реальной жизненной ситуацией. Помимо этого учащиеся 20-30 минут отвечают на вопросы, связанные с их семьей, личной жизнью и школой. Директора школ 20 минут отвечают на вопросы, связанные со школьной жизнью. Каждая отдельная страна может провести опрос родителей или исследование, связанное с состоянием использования современной коммуникационной технологии. Каждое исследование ставило во главу отдельный вопрос. В 2000 году – навыки чтения и литературная грамотность. В 2003 году – математическая грамотность. В 2006 году – грамотность в естественных науках, в 2012 году главное внимание обращено на математику, чтение и естественные науки. Как же ОЭСР формулирует «грамотность в естественных науках» - «способность использования научных знаний для определения вопросов и нахождения научно-обоснованных выводов с тем, чтобы понять и принять решения, связанные с окружающим миром и изменениями в нём, произошедшими в результате деятельности человека»? В понимании ОЭСР это очень важно в жизни каждого отдельного человека. В результатах исследования учитываются социально-экономическое окружение учащихся, мотивация, вера, пол, происхождение, положение в школе и т.д. Результаты последнего исследования за 2012 год были опубликованы 3 декабря 2013 года. Официально они были представлены в Вашингтоне совместно генеральным секретарем ОЭСР Анхелом Гуррией и министром образования США Арне Данканом. Интернационал образования сделал краткий обзор и комментарии к публикации ОЭСР к моменту встречи 6 декабря 2013 года в Брюсселе с представителями ОЭСР. ОЭСР объединяет 34 экономически наиболее развитых государства «разделяющих приверженность демократическому правлению и рыночной экономике». ОЭСР обеспечивает поддержку правительствам «в обеспечении адекватности ключевых экономических областей отраслевым мониторингом. В разрешении угрожающих положений и в определении политики, которая работает. Она помогает политикам принимать стратегические решения». Свои цели ОЭСР решает через проведение исследований. ОЭСР – один из крупнейших и надёжных источников сравнительного статистического, экономического и социального анализа в мире. Именно в этом свете ОЭСР видит свою роль в области образования – «оказании содействия государствам членам и партнёрам в достижении высококачественного непрерывного образования для всех, содействие индивидуальному развитию, непрерывному экономическому росту и социальному согласию». ОЭСР рассматривает образование в первую очередь как капиталовложение для достижения экономических, социальных и прочих благ. Задача ОЭСР – способствовать политике реформ в свете происходящих в мире изменений – глобализация, создание экономик, основанных на знаниях. Следовательно, образование превратилось в решающий экономический сектор. Положение профсоюзов при оценке результатов исследования PISA неодинаковое, в разных странах их влияние на выработку образовательной политики различно. Но они могут использовать его в своей политике и выработать свои подходы к нему. Очевидно, в будущем общественные дебаты о положении в образовании будут нарастать, профсоюзы должны подготовиться к ним. Профсоюзы могут поддерживать или опровергать результаты исследований PISA, но в любом случае им необходимо иметь свой банк данных, вести свои исследования. В случае поддержки результатов необходимо стремиться участвовать в работе соответствующих органов и мероприятий. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛА ОБРАЗОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA - 2012
Секретарь по международной работе аппарата Профсоюза, Николай Колабашкин Другие публикации по теме: |
|
117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17
+7 495 134-33-30
Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования
материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами
с обязательной активной ссылкой на источник.
Администрация сайта не
несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.