Госдума приняла закон о размере МРОТ в 2022 году
Государственной Думой в третьем чтении 24 ноября 2021 года приняты изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" - МРОТ в 2022 году увеличится до 13 890 рублей в месяц (12 792 руб. в 2021 году).
Напомним, что во втором чтении законопроект об увеличении МРОТ на следующий год претерпел изменение: первоначально предполагалось повысить МРОТ до 13 617 руб. (то есть на 6,4%), но впоследствии было решено увеличить его до 13 890 руб. Это рост уже почти на 8,6%, что покрывает инфляцию за текущий год (по ожиданиям Центробанка инфляция по итогам 2021 года составит 7,4 - 7,9%).
МРОТ в 2022 году увеличится до 13 890 рублей в месяц (против 12 792 руб. в 2021 году).
Напомним, что во втором чтении законопроект об увеличении МРОТ на следующий год претерпел изменение: первоначально предполагалось повысить МРОТ до 13 617 руб. (то есть на 6,4%), но впоследствии было решено увеличить его до 13 890 руб. Это рост уже почти на 8,6%, что покрывает инфляцию за текущий год (по ожиданиям Центробанка инфляция по итогам 2021 года составит 7,4 - 7,9%).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
|
Справочная информация |
____________________________________________
Через какое время после вакцинации против COVID появится QR-код? Разбираемся в ответах Минздрава
Письмо Минздрава России от 16.11.2021 N 30-4/И/2-19088
Заветный медицинский COVID-сертификат с QR-кодом, подтверждающий covid-free статус гражданина, появляется после того, как в "ковидный" реестр Роспотребнадзора будет внесена информация о перенесенном заболевании или завершении вакцинации, это прямо установлено приказом Минздрава России от 12.12.2021 N 1053н.
Однако точный срок формирования QR-кода после прививки в этом приказе не указан: в нем, дословно, говорится о завершении вакцинации "в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата". При этом в инструкции к препарату, например, "Спутник Лайт Векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции" нет никаких сведений о сроках завершения вакцинации.
Так когда же у привитого появится код, без которого сильно ограничены его свобода передвижения, доступ к культурным ценностям и прочие права, гарантированные Конституцией РФ?
Минздрав России попытался дать ответ в своем письме, - хотя издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается, а нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека, подлежат обязательной регистрации в Минюсте.
По мнению Минздрава, завершение вакцинации и, соответственно, появление QR-кода после прививки зависит от того, прививался ли гражданин ранее или нет, либо болел он ковидом (официально) или нет:
- если гражданин привился препаратом "Спутник Лайт", но при этом ранее не болел и не прививался, - Сертификат с QR-кодом на портале госуслуг начинает действовать через 21 день после вакцинации,
- если гражданин привился препаратом "Спутник Лайт", но при этом ранее болел или уже был привит любой противоковидной вакциной, - Сертификат с QR кодом на портале госуслуг начинает действовать в день вакцинации,
- если гражданин привился Спутником V, то неважно, переболел он уже ранее, был ли привит или нет, - Сертификат с QR кодом на портале госуслуг начинает действовать после введения второго компонента (в день второй вакцинации).
Когда активируется QR-код для привившихся ЭпиВакКороной или остальными вакцинами, ведомство не уточнило.
______________________________________
25 ноября 2021 года
С 1 декабря ужесточается ответственность за нарушения в сфере обязательной маркировки товаров
Федеральные законы от 11 июня 2021 г. N 204-ФЗ и от 1 июля 2021 г. N 293-ФЗ
1 декабря 2021 года вступят в силу летние поправки в КоАП РФ и УК РФ, расширяющие ответственность за нарушения правил работы с товарами, подлежащими обязательной маркировке.
Во-первых, с 1 декабря 2021 года установлена административная ответственность:
1) за производство или продажу лекарственных препаратов без маркировки или с нарушением порядка ее нанесения, если эти действия не содержат признаков преступления. Штраф для должностных лиц составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с конфискацией товаров, а для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией.
В настоящее время ст. 6.34 КоАП РФ предусматривает только ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения или внесение в нее недостоверных данных (штрафы такие же, но без конфискации). С 01.12.2021 штрафы за данное нарушение останутся прежними, однако исчезнет примечание, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут за это деяние такую же ответственность, что и организации.
2) за ввод в оборот без маркировки подлежащих маркировке товаров (за исключением лекарств, алкоголя и табака). Штраф составит для должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с конфискацией, а для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. с конфискацией.
3) за ввод в оборот табачных изделий без маркировки (нанесения необходимой информации), а также с нарушением установленного порядка маркировки (нанесения информации). Такое нарушение грозит штрафом (с конфискацией). Для должностных лиц штраф составит от 10 000 до 15 000 руб., для юрлиц - от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
4) за непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. За такое правонарушение будут налагать предупреждение или штраф на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Во-вторых, с 1 декабря 2021 года вводится уголовная ответственность за использование поддельных средств маркировки.
Так, в настоящее время чч. 1 и 3 ст. 171.1 УК РФ предусмотрена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, совершенные в крупном размере.
С 01.12.2021 ответственность по чч. 1 и 3 ст. 171.1 УК РФ будет наступать не только за оборот товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения необходимой информации, но и за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере.
______________________________________
ОМС или не ОМС: кто платит за "ковидные" ПЦР?
Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2021 г. N 1979
Диагностика COVID-19 не всегда - даже в муниципальных и госклиниках - оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования граждан.
Кабмин обозначил лишь три ситуации, в которых оплата за проведение "ковидного" ПЦР в муниципальной/ госклинике точно и неукоснительно осуществляется из денег ОМС:
- наличие симптомов COVID у застрахованного,
- диагностированный COVID у застрахованного,
- положительный результат экспресс-теста на COVID у застрахованного, - если именно данный тест сначала представлен в медорганизацию.
Следовательно, все иные ПЦР-исследования, в том числе "входной" и "выходной" ПЦР для контактных по COVID (в начале карантина и чтобы "выйти" из него), должны оплачиваться за счет иных источников, - но необязательно из личных средств граждан. Регионы вправе включить в свои территориальные программы ОМС как раз эти, а также любые другие случаи, при которых ПЦР на COVID-19 будет оплачиваться из средств регионального бюджета (см. в связи с этим также наш отдельный новостной материал).
Тем не менее, по всей стране большинство ПЦР-исследований у здоровых лиц (например, для турпоездок) оплачиваются из кармана этих самых лиц. "Жаловаться в страховую" в этом случае нет никакого смысла - ведь в Территориальных программах ОМС эти "добровольные" исследования не упомянуты, а значит, обязанности оплачивать их нет ни у фондов ОМС, ни у страховых медорганизаций.
______________________________________
Всех работодателей заставят выполнять региональные соглашения
Проект федерального закона N 17660-8
Действие соглашений регулируется статьей 48 ТК РФ. По общему правилу соглашение действует в отношении:
- всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
- работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления.
При этом в частях восьмой-девятой ст. 48 ТК РФ прописан порядок распространения федеральных отраслевых соглашений и на иных работодателей. По предложению сторон соглашения Минтруд России вправе после его опубликования предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Если в течение 30 календарных дней с этого момента работодатели соответствующей отрасли не направят в Минтруд мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то оно считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Однако указанные положения распространяются только на федеральные отраслевые соглашения (см., например, определение Краснодарского краевого суда от 26.01.2017 N 33-2204/2017). Исходя из буквального толкования частей восьмой и девятой ст. 48 ТК РФ их правила не распространяются на отраслевые соглашения, заключаемые, в частности, на региональном уровне. Проектом федерального закона предлагается распространить действие регионального соглашения на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ по аналогии с отраслевым соглашением, заключенным на федеральном уровне, которое распространяет свое действие на всех работодателей, не направивших в Минтруд России отказ присоединиться к такому соглашению.
Рекомендуем:
Энциклопедия судебной практики |
Больше новостей из сферы трудовых отношений и кадров здесь.
______________________________________
При расчетах по системе быстрых платежей ККТ используется так же, как при безналичных расчетах
Письмо Минфина России от 8 ноября 2021 г. N 30-01-15/89950
Согласно п. 1.2 Положения Банка России от 24.09.2020 N 732-П сервис быстрых платежей (СБП) предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму менее 600 тыс. рублей незамедлительно по мере поступления распоряжений в операционный центр, платежный клиринговый центр другой платежной системы и процедур исполнения распоряжений Банком России незамедлительно после успешного завершения процедур приема к исполнению распоряжений.
В связи с этим, по мнению Минфина, при использовании СБП пользователи могут применять положения Закона N 54-ФЗ, связанные с безналичными расчетами за товары, работы и услуги, в том числе расчетами с предъявлением электронных средств платежа.
При этом нельзя использовать ККТ, расположенную вне места расчета, за исключением случаев, установленных в Законе о ККТ.
Рекомендуем:
Сервис |
|
Энциклопедия решений Как применять ККТ при безналичных расчетах, в том числе онлайновых (через Интернет)? |
Больше новостей из сферы бухучета и налогообложения здесь.
_________________________________________
Здоровые москвичи имеют право на бесплатные ПЦР-тесты за счет города, но не чаще раза в 30 дней
Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.11.2021 г. N 51-30-203853/1
Столичный Депздрав разъяснил ситуацию с ПЦР-тестами на COVID-19, которые проводятся без медицинских показаний, то есть здоровым ("на вид") гражданам, которые не находились в контакте с больными коронавирусной инфекцией, например, для въезда в страну или для получения QR-кода. Напомним, что в этом случае проведение исследований не может оплачиваться из средств ОМС - ведь такая диагностика не предписана актами Минздрава о лечении COVID, следовательно, не является страховым случаем.
В большинстве регионов такие исследования проводят за счет граждан, но в Москве соответствующие расходы частично покрываются из бюджета города. При этом решение о частоте бесплатных исследований - не чаще раза в 30 дней - принималось не Департаментом здравоохранения (и даже не Департаментом финансов, который организует исполнение бюджета Москвы), а Департаментом информационных технологий г. Москвы путем "технического ограничения плановой записи граждан на данный вид исследования".
Увеличить частоту бесплатных ПЦР-исследований в поликлинике невозможно - в том числе, по обстоятельствам, связанным с внедрением в московские школы и детсады "пилота" по экспресс-диагностике COVID (мы подробно рассказывали о судебном решении, одобрившем проведение такой диагностики руками не медработников, в учреждении без медлицензии, в групповой форме и под видео без согласия родителей).
В качестве альтернативы Депздрав предлагает бесплатное экспресс-тестирование на COVID - но не в поликлинике, а в некоторых МФЦ и иных общественных местах (хотя для целей упомянутого "пилота" оно не годится - школа вынуждена требовать от родителей и учеников именно ПЦР-тест).
______________________________________
24 ноября 2021 года
Росреестр пояснил, зачем вносить изменения в ЕГРН после перепланировки квартиры и как это сделать
Информация Росреестра от 18 ноября 2021 г.
Ведомство напомнило, что перепланировка - это изменение конфигурации квартиры путем переноса или устранения стенных перегородок, создания новых дверных проемов и переноса существующих, а переустройство - это манипуляции с инженерными сетями, санитарно-техническим, электрическим или другим оборудованием (например, перенос санузла, газовых, нагревательных приборов, устройство индивидуальных систем отопления, замена газовой плиты на электрическую).
Все изменения в квартире после проведенных ремонтных работ должны быть узаконены. Это следует из п. 1.6 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Объясняя важность обновления сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, Росреестр отмечает, что в результате перепланировки квартиры зачастую происходит изменение ее основных характеристик. Например, может поменяться общая площадь (как в меньшую, так и в большую сторону). При этом если общая площадь квартиры увеличится, возрастет ее кадастровая и рыночная стоимость, и, соответственно, налог на имущество. Кроме того, такая перепланировка также повлечет изменение содержащихся в ЕГРН графических сведений о помещении (плана помещения). Если впоследствии возникнет ситуация, связанная с продажей квартиры или получением наследства, а в ЕГРН будут содержаться данные до перепланировки, то противоречие между сведениями из представленных на регистрацию документов (например, о площади квартиры в договоре купли-продажи) и сведениями в ЕГРН будет являться основанием для приостановления регистрационных действий.
Для внесения в ЕГРН обновленных сведений необходимо по завершении ремонтных работ :
- получить от органа, осуществившего согласование проекта, акт приемочной комиссии о завершении перепланировки и переустройства;
- заключить с кадастровым инженером договор подряда для подготовки технического плана квартиры по результатам ее перепланировки на основании указанного акта и проекта планировки.
После этого технический план с соответствующим заявлением необходимо представить в Росреестр. Такое заявление может быть подано собственником квартиры (в том числе всеми ее собственниками, если она находится в общей долевой собственности) или его представителем, которым также может являться кадастровый инженер при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Представить в Росреестр указанное заявление и технический план можно в бумажном либо электронном виде.
По результатам осуществления учетных действий заявителю будет выдана (направлена) выписка из ЕГРН, если в заявлении указано на необходимость ее выдачи. Получить выписку, содержащую обновленные данные о жилом помещении, можно и самостоятельно - с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на сайте Федеральной кадастровой палаты, на портале госуслуг, а также в офисах МФЦ.
Также ведомство напомнило, что согласованием перепланировок и переустройства, как правило, занимаются жилищные инспекции или местные администрации.
______________________________________
Свободный выгул овчарки за периметром участка "обошелся" владельцу почти в 100 000 рублей
Определение Первого КСОЮ от 08 сентября 2021 г. по делу N 8Г-22695/2021[88-21880/2021]
Первый КСОЮ оставил без изменения акт нижестоящего суда по делу о компенсации морального вреда, причиненного укусом собаки.
"Источник" происшествия - немецкая овчарка, которая резвилась на участке своего хозяина, ухитрилась перебраться через забор к соседям и укусила женщину. Пострадавшая жаловалась на испуг, физическую боль и длительное медицинское лечение по поводу укуса (к счастью, собака наблюдалась ветеринарами государственной станции борьбы с болезнями животных и была здоровой на момент нападения). Свои страдания истец "оценила" в 200 тысяч рублей.
Суд первой инстанции согласился с тем, что в случившемся виноват хозяин овчарки:
- инцидент произошел потому, что ответчик разрешил свободный выгул своей собаки породы немецкой овчарки, без намордника, вечером, на огороде. Факты установлены на основании показаний свидетелей и материалов полицейской проверки по заявлению жертвы;
- ответчик в нарушение ст. 13 Закона об ответственном обращении с животными и муниципальных Правил содержания собак допустил выгул своей собаки без соблюдения правил безопасности граждан,
- доказательств того, что вред здоровью женщины был причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самой потерпевшей, не имеется,
- следовательно, с ответчика надлежит взыскать в пользу истца в счет причиненного ущерба - около 3 000 рублей (очевидно, стоимость лечения), в счет судебных расходов - еще 15 000 рублей, и в качестве компенсации морального вреда 45 000 руб.
Апелляционная инстанция повысила размер возмещения морального вреда до 80 000 рублей, указав, что помимо физической боли и длительного лечения, истцу нанесено увечье, в результате которого на ее ноге остались следы укуса.
Ответчик обратился с кассационной жалобой, требуя уменьшить размер компенсации морального вреда до 30 000 рублей, однако ему было отказано:
- определенный к взысканию размер компенсации морального согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статьи 21 и 53 Конституции РФ), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда;
- доводы кассационной жалобы о необоснованно высоком размере компенсации морального вреда не состоятельны, поскольку при определении размера компенсации судом апелляционной инстанции учтены все существенные для разрешения данного вопроса вышеприведенные обстоятельства.
______________________________________
С нового года изменятся условия выплаты пособия по безработице детям-сиротам
Федеральный закон от 19 ноября 2021 г. N 374-ФЗ
Впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице выплачивается в особом порядке:
- в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ на дату регистрации их в качестве безработных;
- по истечении шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Согласно поправкам дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые принимали участие в общественных работах, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) не признаются. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые ранее были временно трудоустроены в свободное от учебы время, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими) независимо от того, были ли они трудоустроены по направлению органов службы занятости или без такового.
Федеральный закон вступает в силу 1 января 2022 г.
______________________________________
Правительство внесло в Госдуму законопроекты об освобождении части непубличных АО от обязательного аудита
Проекты федеральных законов N 19912-8 и N 19894-8
Изменения предлагается внести в ст. 67.1 ГК РФ, Закон об АО и