Главная / Деятельность / Информационная работа

ФИЗРУК, РАЗРЯД! Учителей хотят приравнять к медсестрам и вручить дефибрилляторы

Пресс-служба Профсоюза. 03.06.2019
Печать

Сотни российских школьников гибнут на уроках физкультуры, в основном из-за проблем с сердцем. При этом медработников зачастую нет рядом - после “оптимизаций” многие из них работают сразу на несколько учебных заведений. Главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства Леонид Макаров предлагает оснастить школы дефибрилляторами и изменить закон о первой помощи, разрешив проводить медпомощь педагогам. Но нужна ли такая ответственность учителям?

ПУГАЮЩАЯ СТАТИСТИКА
На днях главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства Леонид Макаров в эфире телеканала “Звезда” рассказал, что основная причина гибели российских школьников на уроках физкультуры - отсутствие медицинского персонала, способного оказать первую помощь.

В 2015 году в школах на уроках физкультуры, по официальным данным, умерло 37 детей. В следующем учебном году, как следует из заявления министра образования Ольги Васильевой, умерло уже 211 детей. Основная причина - проблемы с сердцем. Более позднюю статистику не найти. Но вряд ли потому, что проблема разрешилась. Печальные новости появляются регулярно…

По словам Макарова, в России частота возникновения детских сердечных проблем такая же, как в Европе, а вот спасти нам удается гораздо меньше учеников:

“В России умирают в школах в год в среднем 1,4, если так можно сказать, ребенка на 100 тысяч учеников. В мире сердечные приступы случаются в среднем у 1,1 школьника. Но это цифра не смертей, а остановок сердца. Половину детей в мире в развитых странах спасают”.

А ГДЕ МЕДСЕСТРА?
Однако в наших школах зачастую просто некому спасать детей. Медперсонала может не оказаться в школе в момент инцидента.

Anonymous: “Ситуация со слиянием школ многим известна. Не так давно мы (родители учеников нашей школы) с удивлением узнали, что в школах, которые присоединили к нашей, уволили всех медсестер, которые работали там годами и десятилетиями. Осталась ОДНА на три-четыре здания (так и не знаю точно - сколько школ теперь входит в этот “холдинг”). Повозмущались, но раз это “политика партии”, куда деваться, проглотили.
На днях в школе проходило массовое уличное мероприятие - были классы с 5 по 8, а это, в общем, классов 16. С классами находились классные руководители. Одной девочке стало плохо. Подскочил сахар (или упал, я совсем не разбираюсь в этом). Хорошо, классный руководитель заметил - подбежал, отвел в сторону, расспросил, сбегал в столовую, принес сахару. Девочка поела (зачем - не знаю) и сказала, что ей лучше. Мероприятие прошло без проблем дальше. Учителя отпаивали валокордином после мероприятия. В тот момент, как выяснилось, медсестра школы была В ДРУГОМ ЗДАНИИ, до которого минут 10 - 15 быстрым шагом. Завтра-послезавтра, да в любой другой день может случиться и пострашнее что-то (НЕ ДАЙ БОГ!) с любым ребенком. Как быть? Поднимать бучу за возвращение медперсонала в школы и постоянное нахождение там?”

На протяжении последних лет медперсонал в учебных заведениях старательно сокращали. В сентябре 2016 года Владимир Путин высказался за необходимость вернуть в школы врачей и медицинские кабинеты. Однако Минздрав считает, что место школьных врачей должны занять медсестры с высшим образованием. В конце 2017 года представители Министерства здравоохранения обсуждали с депутатами Госдумы необходимость внедрения новой системы школьной медицины.

- Мы исходим из того, что в каждом учебном заведении должен быть медработник, - пояснял глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.

Но на реальную картину благие намерения, увы, не повлияли. Как сообщали различные новостные издания, летом прошлого года на центральную площадь Махачкалы вышли 18 медработников, уволенных из школ Каякентского района Дагестана. Дело в том, что когда формировался районный бюджет на 2017 год по общеобразовательным учреждениям, расходы на содержание медицинских работников, числящихся в системе образования, не были предусмотрены. Медсестры подняли скандал, тогда их пообещали оставить на рабочих местах до 2018 года, а затем передать в систему здравоохранения. Но в итоге их должности просто были сокращены. Три месяца медсестры добивалась справедливости. Наконец, они были трудоустроены в Центральную районную больницу. При этом с ними заключили гражданско-правовые, а не трудовые договоры. Через три месяца эти договоры были расторгнуты в одностороннем порядке. Местные власти посоветовали медикам обратиться в суд.

- Мы не знаем, как уложить этих людей в штат, по сути, они подпали под оптимизацию. Чтобы принять этих людей на работу, ФОМС должен увеличить финансирование. Цена вопроса - 5 млн рублей. У больницы таких средств нет, у района тоже, - рассказал прессе глава Каякентского района Магомедэмин Гаджиев.

Между тем промедление в этом вопросе стоит жизней. Так, в декабре прошлого года в Дагестане на уроке физкультуры умер 15-летний подросток, у него отказало сердце.

ФИЗИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО
- Раньше в каждом учебном заведении, будь то детский сад или школа, было по медработнику, - рассказала “Солидарности” медсестра Валентина. - Надо сказать, что и тогда медсестер банально не хватало. Теперь же работа строится по новым нормативам. На ставку медсестры должно приходиться по 500 учеников. В школе, в которой я работала, всего 350 детей, поэтому мне дали еще другую школу, где 250 учеников. Итого у меня ставка с четвертью. Поэтому я физически не могу находиться в одном и том же заведении постоянно. Три дня я в одной школе, два дня - в другой. Конечно, директора школ хотят, чтобы я день и ночь находилась на рабочем месте, хотят сами выбирать персонал, а не принимать тех, кого поликлиника пришлет. Но по факту у них такого выбора нет - специалист должен быть сертифицирован, то есть каждые пять лет нужно учиться. К тому же молодые специалисты в школе получать будут так мало, что они не останутся. Теоретически, директор школы может доплачивать медсестре и тогда получит такого работника, какого захочет, и на своих условиях. Но это лишние расходы, на них не идут.

Родители тоже отмечают, что медработника стало очень сложно застать в школе:

Anonymous: “Общая тенденция (политика государства, между прочим) такова: снижение расходов на медицину и образование. На примере нашего комплекса... До объединения в нашей школе была медсестра и врач, кто-то из них всегда находился в школе весь учебный день. Еще приходили регулярно окулист, невролог, стоматолог. Сначала убрали последних троих. Потом убрали врача. Потом, после объединения, наша медсестра стала обслуживать все школы (четыре штуки). Т.е. даже если она весь свой рабочий день проведет в школах - это всего по два часа на каждую школу. А у нее вообще-то основное место работы - поликлиника, там основная бумажная работа. Не у нее лично, а у всех школьных медсестер, потому что теперь такая система. Школа к ставке медсестры вообще не имеет отношения, сколько государство выделило часов, столько и есть”.

ПУСТЬ СПАСАЮТ УЧИТЕЛЯ
Макаров назвал главные причины большого количества детских смертей в школах. Первая из них - непрофессионализм медработников при диспансеризации: “Мы с судебными медиками разбираем предыдущие медицинские документы, обследуем семью и видим, что там были очевидные заболевания, которые врачи не то что пропустили, они их не увидели, не выявили”. Вторая - отсутствие необходимых средств реанимации в школах, в частности дефибрилляторов: “Ни в одной школе вам не будут оказывать первую помощь, даже если там будет медсестра или врач. Я уже не говорю о такой роскоши, как автоматические наружные дефибрилляторы, о которых у нас даже некоторые врачи-кардиологи не знают”.

Главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства предлагает решение: изменить законодательство о первой помощи. В частности, разрешить ее оказание людьми не врачебных специальностей. Мол, во всем мире уже разрешено оказывать помощь тем, кто рядом, и не рисковать получить судебные иски, даже если медпомощь оказалась неудачной. “А у нас был такой случай: приехал самолет с молодоженом, там была остановка сердца, ему начал оказывать помощь врач-реаниматолог, который находился рядом, так его потом по судам затаскали”.

По сути, кардиолог предлагает дать педагогам возможность проводить реанимацию. Вот только это будут дополнительные обязанности. С колоссальными рисками для самих преподавателей. Учителя на себя эти риски брать не хотят:

Anonymous: “Еще раз вам говорю: у меня нет на это прав, поэтому и такой обязанности в принципе быть не может. Все ваши разрешения, отказы, сведения об особенностях здоровья - учителя в глаза не видели. Вот окажешь так помощь, а потом узнаешь, что у мамы оформлен отказ от любой медицинской помощи в школе, и она на тебя в суд подаст. Нет, скорую вызову, но ребенка трогать не буду. Кстати, ваш отказ от медицинской помощи в школе может трактоваться и как отказ от вызова скорой”.

МОЖНО ПРЕДОТВРАЩАТЬ
Сами школьные медработники сомневаются, что идея Макарова, если провести ее в жизнь, поможет решить проблему:

- Зачастую даже медработник не может сделать ничего существенного в случае кардиологических проблем у ребенка, - говори “Солидарности” медсестра Валентина. - Тут нужно “ловить” проблему заранее. Подростковый возраст - время риска. Организм быстро и не всегда равномерно растет. Неожиданно могут возникнуть проблемы у тех детей, которые раньше таковых не имели, и важно вовремя увидеть эти изменения. Перед каждым учебным годом я обязательно сортирую медкарты детей и на основании имеющихся данных распределяю ребят в разные группы здоровья. Это “первая основная”, “вторая основная” - группы фактически здоровых детей, которым можно давать физические нагрузки. Есть еще “подготовительная группа” для тех, кто может заниматься с ограничениями. И “специальная группа” - этим детям заниматься нельзя. Но для принятия такого решения должна быть вовремя пройдена диспансеризация, а у нас есть дети, которые по пять лет ее не проходили. И на плановые диспансеризации многие дети не приходят - выделен день, все специалисты ждут, я должна всех детей встретить, провести их по кабинетам. Но вместо 30 человек приходит 15. Кто-то проспал, кто-то по другим причинам не пришел.

К словам Валентины можно добавить, что против диспансеризации часто возражают сами родители.

Anonymous: “Обычно школьная медсестра выдает справки в лагерь (079у), о контактах (в учебный период) без проблем. Сейчас начала требовать обязательного прохождения диспансеризации, иначе справку в лагерь не даст. А справка нужна. Дело происходит в Москве в обычной школе. То, что диспансеризация добровольна, - я знаю. А от медсестры чиновники требуют бумажки о как можно большем числе прошедших эту диспансеризацию. Поэтому она шантажирует нас сейчас тем, что требует сначала пройти диспансеризацию, а потом она даст справку в лагерь.
Вопросы: она имеет права НЕ давать справки 079у, если у нее школьник эту справку запрашивает? Или же для выдачи этой справки она действительно имеет право требовать прохождения диспансеризации?”

КОММЕНТАРИЙ
Галина Рожко, зам. зав. правовым отделом - главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования:
- Государство признает охрану здоровья детей одним из важнейших и необходимых условий для физического и психического развития детей. Дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включающей заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, они имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.ч. 1 – 2 ст. 7 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» предусматривает меры по обеспечению охраны здоровья обучающихся. Они содержатся в положении об оказании первичной медико-санитарной помощи(ПМСП) в порядке, установленном законодательством в сфере охраны труда, а также в положении об обучении педагогических работников навыкам оказания первой помощи (абз.1, 11 ч. 1 ст.41).

Организация оказания ПМСП обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание ПМСП обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации. При оказании ПМСП обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (по ч. 3 ст. 41 ФЗ «Об образовании»).

Кроме того, следует особо обратить внимание, что понятия первой помощи и первичной медико-санитарной помощи не являются идентичными. Согласно ст. 31 ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь (ч.ч. 1, 2 ст. 32 ФЗ №323 от 21.11.2011).

Квалификация педагогических работников не позволяет им осуществлять действия, входящие в компетенцию специальных субъектов, имеющих соответствующую подготовку. Таким образом, возложение на педагогов полномочий по оказанию помощи до оказания квалифицированной медицинской помощи в качестве дополнительных должностных обязанностей может привести к их неисполнению или к ненадлежащему исполнению.

В этой связи педагогический работник может быть привлечен к ответственности – вплоть до уголовной (в случае, если данные действия приведут к ухудшению здоровья или к смерти пострадавшего).

Автор материала: Полина Самойлова
E-mail: Samoilova@solidarnost.org

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо