
Мониторинг по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников Приморского края
Мониторинг по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников Приморского края
Современный образовательный стандарт фокусирует внимание на личных и деловых качествах педагога. Существуют требования, определяющие квалификацию педагога, требования предъявляются к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, опыту работы.
Профессиональная подготовка педагога начинается с периода обучения и продолжается на протяжении всей трудовой деятельности. За педагогами закрепились неразрывно связанные между собой воспитательная и обучающая функции.
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, поэтому заключается в том, что педагог управляет процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития обучающегося, формирует у него духовный мир. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, умение понять и направить усилия других людей на их достижение целей, поставленных государством и обществом.
Профессия педагога, с одной стороны, является социально-значимой для всех слоев населения, поскольку именно они формируют основы знаний у подрастающего поколения, а с другой стороны эта профессия является чрезвычайно эмоциональной и творческой, что требует больших сил.
Профессиональная деятельность педагогов сопряжена с воздействием большого числа стресс-факторов, способствующих развитию различных психосоматических заболеваний. Дефицит и старение педагогических кадров, увеличение нервно-психического напряжения в образовательной среде способствуют ухудшению здоровья педагогов. От физического и психического здоровья педагогов зависит здоровье подрастающего поколения.
Приморская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования ставила цель провести анализ профессиональной деятельности педагогов во взаимосвязи с их здоровьем, образом жизни и обратить внимание власти на вопросы сохранения здоровья, разработке оздоровительных программ для педагогов.
В рамках подготовки и проведения Всемирного дня охраны труда в 2023 году, выполняя постановление Президиума Приморской краевой организации от 17.03.2023 г. № 22/8 был разработан мониторинг по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников Приморского края.
При разработке вопросов использовались опыт и методика проведения исследования состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников, Общероссийским Профсоюзом образования и Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н.И. Пирогова в 2015 году.
Мониторинг по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников Приморского края проводился с 3 по 21 апреля 2023 года. Ссылка была размещена на сайте краевой организации http://www.eseur.ru/primorskykrai/, официальном канале https://t.me/prim_profobr, официальной странице и группе в «Одноклассниках» https://ok.ru/profile/559943900661 и https://ok.ru/group/64353529626869.
Председатели территориальных профсоюзных организаций, входящих в структуру Приморской краевой организации, провели недостаточную работу по разъяснению задач мониторинга. Рядом председателей территориальных организаций работа вообще не была проведена (Кировская, Партизанская городская и районная, Тернейская).
В мониторинге приняли участие члены приняли участие 623 респондента: педагогические работники следующих организаций: Анучинской, Арсеньевской, Артёмовской, Большекаменской, Владивостокской, Дальнегорской, Дальнереченской, Кавалеровской, Красноармейской, Лесозаводской, Михайловской, Надеждинской, Октябрьской, Пограничной, Пожарской, Спасской, Уссурийской, Фокинской, Ханкайской, Хасанской, Хорольской, Чугуевской, Шкотовской
Вследствие малого охвата, малого числа респондентов, сделан лишь «тонкий срез», не позволяющий делать выводы об актуальной ситуации в Приморском крае.
Тем не менее, проанализировав результаты ответов 623 респондентов, Приморской краевой организацией Общероссийского Профсоюза образования сделаны определенные выводы, которые будут доведены как до членов Профсоюза, так и до руководства министерства образования Приморского края.
Представляем результаты и графики, иллюстрирующие ответы на наиболее значимые вопросы анкеты.
В мониторинге приняли участие респонденты из следующих муниципальных образований Приморского края:
Анучинский округ - 4,33% (27 чел.);
Арсеньевский городской округ - 0,32% (2 чел.);
Артёмовский городской округ - 3,53% (22 чел.);
Большекаменский городской округ - 3,85% (24 чел.);
Владивосток - 15,25% (95 чел.);
Дальнегорск - 0,96% (6 чел.);
Дальнереченский район - 5,46% (34 чел.);
Кавалеровский район - 0,48% (3 чел.);
Красноармейский район - 2,89% (18 чел.);
Лесозаводский район - 0,48% (3 чел.);
Михайловский район - 4,82% (30 чел.);
Надеждинский район - 5,14% (32 чел.);
Октябрьский округ - 3,37% (21 чел.);
Пограничный округ - 2,73% (17 чел.);
Пожарский район - 12,84% (80 чел.);
Спасский район - 2,89% (18 чел.);
Уссурийский городской округ - 13,81% (86 чел.);
Город Фокино - 0,48% (3 чел.);
Ханкайский округ - 0,80% (5 чел.);
Хасанский район - 0,16% (1 чел.);
Хорольский округ - 9,95% (62 чел.);
Чугуевский округ - 0,64% (4 чел.);
Шкотовский район - 2,73% (17 чел.);
Другое (респонденты не указали место проживания) - 2,09% (13 чел.).
С результатами мониторинга можно ознакомиться здесь