Ульяновская областная организация
Главная / Пресс-служба / Новости

Августовские мероприятия - 2019

Пресс-служба Профсоюза. 12.08.2019 Печать

 

 

Профсоюз работников народного образования и науки

Российской Федерации

 

 

 

 

 

Информационно-

аналитические материалы

     (к августовским совещаниям 2019 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва,

август 2019 года

 

 

 

 

оглавление

 

 

 

Стр.

1.

Характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации 2019 года. О предложениях Совета Ассоциации по вопросу сценарных условий, основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов

5

2.

О предложениях Профсоюза по мерам, направленным на дальнейшее повышение и совершенствование заработной платы работников образования, в том числе в рамках подготовки проекта Единых рекомендаций на 2020 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

О проведении мониторинга по структуре заработной платы и размерам ставок заработной платы  учителей в июле 2019 года.

9

3.

О предложениях по проведению акции Профсоюза в преддверии парламентских слушаний в Государственной Думе (ориентировочно 16 сентября) по вопросам формирования федерального бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годов в форме направления обращений, писем, телеграмм от региональных (межрегиональных), местных и первичных организаций Профсоюза в адрес депутатов Государственной Думы.

17

4.

О создании отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации и утверждении плана работы Общероссийского Профсоюза образования и Минпросвещения России по реализации в 2019 году Отраслевого соглашения на 2018-2020 годы.

17

5.

Об актуальных решениях Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

18

6.

Справка о ситуации с педагогическими кадрами в сфере общего образования.

22

7.

О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах Российской Федерации в 2018 году, по данным мониторинга, проведенного  Общероссийским Профсоюзом образования.

26

8.

Разъяснения по наиболее актуальным вопросам применения нормативных правовых актов, связанных с  продолжительностью отпусков, рабочего времени, досрочного пенсионного обеспечения, наполняемостью классов (групп); по вопросу установления режимов работы детских дошкольных учреждений и школьных учреждений по «семейному графику».

33

9.

Об актуальных изменениях в законодательстве Российской Федерации в сфере труда и образования в 2018/2019 учебном году, в том числе: о ведомственных наградах Минобрнауки России и Минпросвещения России.

53

10.

О мерах по совершенствованию порядка и условий привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; о проведении мониторинга в июле 2019 г. Минпросвещения России совместно с Профсоюзом.

60

11.

О ходе обсуждения проекта федерального закона № 519539-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в преддверии рассмотрения его Государственной Думой во втором чтении.

62

12.

О предложениях Профсоюза по вопросам содержания и реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», в том числе по Концепту федерального проекта «Учитель будущего». Об обсуждении моделей профессионального роста педагогических работников.

63

13.

О реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

65

14.

О взаимодействии Общероссийского Профсоюза образования,  департамента образования Ярославской области и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского  по реализации социально значимого проекта – российской психолого-педагогической олимпиады им. К.Д.Ушинского.

72

15.

Об актуальных вопросах развития системы профессионального образования с учетом реализации национального проекта «Образование», защиты трудовых прав и профессиональных интересов работников, стипендиального обеспечения обучающихся.

77

16.

Об актуальных вопросах защиты прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в том числе:

- о здоровьесбережении и профессиональных заболеваниях педагогических работников;

- о позиции Профсоюза по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях», в части наделения педагогических работников правом на оказание первой помощи обучающимся. 

116

17.

О задачах по совершенствованию информационной деятельности первичных профсоюзных организаций в рамках подготовки к отчётно-выборным конференциям во втором полугодии 2019 г.

121

18.

Информация о  ходе реализации Пилотного проекта по переходу на единый электронный профсоюзный билет, электронный реестр членов Профсоюза и автоматизированный сбор статистических отчётов.

125

19.

О практике реализации инновационных форм социальной поддержки работников образования региональными организациями Профсоюза.

129

20.

Информация о VIII Всемирном конгрессе Интернационала образования.

135

21.

Приложение: письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.05.2019 г. № СЧ-25-24/10565 в адрес Отделений Пенсионного фонда «О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников»

137

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

К АВГУСТОВСКИМ СОВЕЩАНИЯМ 2019 ГОДА

 

Характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации 2019 года. О предложениях Совета Ассоциации по вопросу сценарных условий, основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) Правительство Российской Федерации (ПРФ) вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете (далее – проект федерального бюджета) на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

Одновременно (ст. 192 БК РФ) с проектом федерального бюджета в Государственную Думу вносится целый перечень документов и материалов, разрабатываемых ПРФ, в том числе:

– основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – ОНБНиТТП);

-                прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – Прогноз).

По сложившейся практике ОНБНиТТП и Прогноз представляются для обсуждения на «площадках» общественных и государственных институтов в марте – мае, а проект федерального бюджета – в сентябре текущего года.

Рассмотрение в марте – мае ОНБНиТТП и Прогноза даёт возможность ПРФ внести необходимые коррективы в упомянутые документы и материалы до начала вынесения на публичное обсуждение проекта федерального бюджета и, соответственно, до внесения проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.

В текущем 2019 году из выше упомянутых ОНБНиТТП и Прогноза по состоянию на начало августа рассмотрен только Прогноз, подготовленный Минэкономразвития России, под названием «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов». Обсуждение состоялось на заседании рабочей группы РТК в области экономической политики 16 апреля 2019 года, затем – на заседании РТК 26 апреля 2019 года.

 В протоколе заседания РТК от 26 апреля 2019 года зафиксировано,  что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает, что предусмотренные материалами Минэкономразвития России темпы роста инвестиций, реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы, пенсий не позволят обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204.

Обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза на тот факт, что качественные и количественные характеристики представленного к рассмотрению Прогноза указывают на отсутствие прогресса в решении проблем, имеющих особо важное значение для работников бюджетной сферы, к которой относится и сфера образования. С участием Профсоюза подготовлено письмо с замечаниями и предложениями по Прогнозу, которое от имени Ассоциации было направлено 22 апреля 2019 года заместителю Координатора профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместителю Председателя ФНПР Н.Н.Кузьминой следующего содержания:

«Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации рассмотрел материалы Минэкономразвития России по вопросу «О сценарных условиях, основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (далее – Материалы), обсуждение которых состоялось на заседании рабочей группы РТК в области экономической политики 16 апреля 2019 года, и считает необходимым при формировании позиции профсоюзной стороны РТК по Материалам учесть следующие замечания и предложения.

1. Уровень оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы (повышение заработной платы которых регулировалось в период 2012 - 2018 годов Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – далее Указы), оценен на прогнозный период до 2024 года только с точки зрения сохранения индикативных показателей соотношений средней зарплаты указанных категорий работников и средней величины дохода от трудовой деятельности по субъектам РФ (соответственно, 100% и 200%).

Указанный подход заведомо фиксирует отсутствие на длительный период (до 2024 года) перспектив дальнейшего повышения уровня материального вознаграждения за труд отдельных категорий работников здравоохранения, образования и культуры, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года.

В связи с этим считаем необходимым проработать вопрос об определении следующих этапов повышения уровня заработной платы этих категории работников бюджетной сферы во взаимосвязи с соответствующими уровнями подготовки и квалификации.

2. Необходимо иметь в виду, что действующая Методика Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы исходит из учета значительного объема дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работников по занимаемой на ставку должности, а также включения в среднюю заработную плату выплат социального характера, потому и не отражает реальную ситуацию с уровнем заработной платы конкретных работников,

В этой связи, с целью обеспечения объективной оценки достигнутого уровня заработной платы специалистов здравоохранения, образования, культуры в предстоящем периоде, считаем необходимым пересмотр действующей Методики исчисления показателя среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, исходя из выплат, входящих в структуру заработной платы, при работе на ставку (оклад).

3. По данным Росстата, в значительной части субъектов Российской Федерации по итогам 2018 года не выполнены установленные Указами Президента Российской Федерации целевые показатели роста заработной платы медицинских работников: по врачам (целевой показатель – 200%) – в 28 субъектах РФ; по среднему медицинскому персоналу (целевой показатель – 100%) – в 13 субъектах РФ; по младшему медицинскому персоналу (целевой показатель –100%) – в 49 регионах. По педагогическим работникам по итогам 2018 года также не выполнены установленные целевые показатели повышения заработной платы, в том числе по педагогическим работникам образовательных организаций (целевой показатель – 100%) – в 23 субъектах РФ; по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций – в 43 субъектах РФ; по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – в 27 субъектах РФ; по преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования – в 11 субъектах РФ; по преподавателям организаций, реализующих программы высшего образования (целевой показатель – 200%) – в 8 субъектах РФ: по работникам учреждений культуры 28 субъектов РФ не достигли целевой показатель 100% (в пределах пятипроцентного отклонения).

В этой связи в Материалах (раздел «Рынок труда, доходы и потребление») требуют более четкого изложения формулировки о сохранении результатов, достигнутых в сфере заработной платы для целевых категорий работников бюджетной сферы, исходя из сохранения соотношений, достигнутых в конкретных субъектах РФ по итогам за 2018 год, но не ниже обозначенных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года.

4. В условиях реализации политики сохранения достигнутого соотношения средней заработной платы и соответствующих целевых показателей для отдельных категорий работников бюджетной сферы на предстоящий шестилетний период требуется рассмотрение также вопроса об обеспечении дифференциации в уровнях оплаты труда среднего медицинского и младшего медицинского персонала, целевые показатели уровня заработной платы которых в соответствии, с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, составляют 100% к средней заработной плате (доходу от трудовой деятельности) в субъектах РФ, что противоречит основополагающему принципу формирования систем оплаты труда с учетом зависимости размеров заработной платы работников от уровня их подготовки, квалификации, сложности и ответственности труда.

При поэтапном повышении уровня заработной платы учителей и других категорий педагогических работников (кроме ППС), работников учреждений культуры также сложились диспропорции; целевой уровень заработной платы данных категорий работников находится на уровне средней заработной платы среднего медицинского персонала и в два раза ниже целевого уровня заработной платы не только врачей, но и таких специалистов медицинских организаций, как биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский физик, медицинский психолог и ряд других.

5.Как следует из Материалов, на весь шестилетний период для иных категорий работников бюджетной сферы, не поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, предусмотрена индексация заработной платы на прогнозный уровень инфляции, т.е. планируется лишь «нулевой темп роста» их реальной заработной платы. Учитывая, что заработная плата этих работников не индексировалась с 2014 по 2017 годы, несмотря на перманентное повышение в указанный период потребительских цен и тарифов на жилищно- коммунальные услуги населению, уровень оплаты их труда в настоящее время значительно отстает от уровня оплаты труда основных категорий работников бюджетной сферы: медицинских, педагогических работников, специалистов творческих профессий в организациях культуры, В то же время необходимо иметь в виду, что на современном этапе, при реализации национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года, деятельность работников из числа инженерно-технического, обслуживающего персонала, рабочих и служащих в значительной степени обеспечивает процесс оказания качественных медицинских и образовательных услуг, в том числе высокотехнологических, в условиях объявленной цифровизации всех сторон жизни. Сохранение на крайне низком уровне оплаты труда этих категорий работников вызывает серьезные проблемы с кадровым обеспечением организаций, реализующих соответствующие виды медицинской помощи, а также организаций, призванных добиться достижения высоких показателей качества образования, чтобы войти в десятку ведущих стран мира.

В этой связи считаем необходимым дополнительно вернуться к рассмотрению вопроса о повышении размеров индексации заработной платы «иных» категорий работников бюджетной сферы.

6. Как отмечено в Материалах, повышение МРОТ в соответствии с законодательством (в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года) является одним из факторов обеспечения положительной динамики заработной платы.

Однако в целях создания условий для недопущения дальнейшей необоснованной оптимизации численности работников бюджетного сектора экономики необходимо предусмотреть выделение достаточных финансовых средств из бюджетов всех уровней для установления и поддержания МРОТ на уровне прожиточного минимума.

В этой связи считаем необходимым отразить в Материалах этапы повышения величины МРОТ во взаимосвязи с финансовым обеспечением решения этой задачи в рамках государственной бюджетной политики, и, в первую очередь с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований из федерального бюджета».

Последующее письмо ФНПР с консолидированным мнением профсоюзов Российской Федерации (замечания и предложения Ассоциации в нём учтены) было отправлено 07.05.2019г. Ответственному секретарю РТК.

Публичное обсуждение проекта ОНБНиТТП по информации Минфина России состоится в сентябре 2019 года (ориентировочно 16.09.2019г.) на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В это же время данный документ будет представлен к рассмотрению в РТК. С учётом норм БК РФ в этих же временных рамках будет проводиться и публичное обсуждение проекта федерального бюджета.

 

О предложениях Профсоюза по мерам, направленным на дальнейшее повышение и совершенствование заработной платы работников образования, в том числе в рамках подготовки проекта Единых рекомендаций на 2020 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. О проведении мониторинга по структуре заработной платы и размерам ставок заработной платы  учителей в июле 2019 года.

Информация о некоторых действиях Профсоюза по доведению позиции до федеральных органов власти по вопросам повышения и совершенствования оплаты труда педагогических и иных работников образования.

Уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года в субъектах РФ продолжает достигаться преимущественно за счет  интенсификации труда: выполнения дополнительной учебной (преподавательской, педагогической) работы, выполняемой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы.

По мнению Общероссийского Профсоюза образования, механизм, определивший  в указах Президента Российской Федерации уровень увеличения к 2018 году размера заработной платы педагогических работников  образовательных учреждений, а также порядок его достижения не обеспечил ожидания работников.

Так, целевые показатели соотношения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, а также педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации (100%) определены к 2018 году в 2 раза ниже целевого показателя уровня средней заработной платы не только врачей (200%), но и в 2 раза ниже уровня средней заработной платы других  работников медицинских организаций, предоставляющих медицинские услуги или обеспечивающих их предоставление (биологи, зоологи, инструктора-методисты по лечебной физкультуре, медицинские психологи, медицинские физики и ряд других).

В результате уровни средней заработной платы педагогических работников указанных выше категорий  по установленным соотношениям их средней заработной платы и средней заработной платы (по целевым показателям) в субъекте Российской Федерации в 2018 году фактически приравнены к уровню средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала.

За 1 полугодие 2019 года по отношению к 2018 году по Российской Федерации отмечена положительная динамика показателейсредней заработной платы педагогических работников, увеличение по регионам - в диапазоне от 9,9% до 20,8%. В абсолютном выражении размеры повышения средней заработной платы по регионам распределились в диапазоне от 3 144 до 12 029 рублей.В частности, по педагогическим работникам образовательных организаций общего образования повышение средней заработной платы составило 18,7% (7 189 рублей), педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций – 9,9% (3 144 рубля), педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – 16,7% (5 990 рублей), преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования – 20,8% (7 584 рубля), преподавателям образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, – 14,6% (12 029 рублей).

Положительная динамика средней заработной платы отмечена в большинстве субъектов РФ:

- по педагогическим работникам образовательных организаций общего образования – в 85 субъектах РФ;

- по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций – в 83 субъектах РФ;

- по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – в 85 субъектах РФ;

- по преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, – в 85 субъектах РФ;

- по преподавателям образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, – в 73 субъектах РФ (т.е. по субъектам РФ, по которым имеется официальная информация в Росстате).

При этом достижение установленного соотношения средней заработной платы по соответствующей категории работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации определяется не в отношении каждого педагогического работника индивидуально, а по  всем учреждениям в целом, что вызывает непонимание со стороны работников, чей уровень заработной платы оказывается значительно ниже средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, а также  их справедливое недовольство уровнем оплаты труда и массовые обращения в различные органы власти.

Изменение федерального законодательства по разграничению полномочий органов власти привело к тому, что в настоящее время федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников образования.  При этом не принято во внимание, что указанные работники обеспечивают конституционные гарантии прав граждан на образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Кроме того, затягивание принятия федеральным центром регулирования государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов (базовых должностных окладов) базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам, в сфере образования  привело:

-  к значительной неоправданной дифференциации размеров оплаты труда  работников одной и той же профессиональной квалификационной группы не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе;

- к существенным различиям в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности. К примеру, применение системы оплаты труда, основанной на стоимости бюджетной услуги - 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником (1 ученико/час), которая в нарушение трудового законодательства не предусматривает никаких фиксированных  месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов, вводит для оплаты труда учителей дополнительный, не предусмотренный законодательством  показатель нормирования труда учителей, зависящий от количества обучающихся в классе;

-  к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы и должностных окладов;

- к увеличению размера переменной части, выплачиваемой, как правило, в связи с увеличением объема выполняемой работы, и, в меньшей степени - за качество работы, что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат.

Информация о проекте Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год.

Стороной РТК, представляющей общероссийские  объединения профсоюзов, в Министерство труда и социальной защиты РФ в целях формирования проекта Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 года (далее – Единые рекомендации) представлена согласованная позиция по регулированию вопросов оплаты труда работников, основанная на  правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П, а также в  Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года № 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О и состоящей в том что:

вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П).

Правовая позиция Конституционного Суда России в части выплат, связанных с оплатой труда в особых условиях (ст. 146-154 Трудового кодекса РФ), для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности)  означает, что в состав заработной платы, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), не должны включаться выплаты связанные:

- с районными коэффициентами и процентными надбавками за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями;

- с условиями установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- с выполнением сверхурочных работ;

- с работой в ночное время;

- с выполнением работ в выходные и нерабочие праздничные дни;

- с выполнением работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, связанных в т.ч. согласно ст. 149 ТК РФ с выполнением работ различной квалификации, совмещением профессий (должностей) и др.

Следует также отметить, что принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда России в отношении  перечисленных выше выплат, а также сформулированную  им экономическую природу минимального размера оплаты труда, предполагающую оплату не ниже МРОТ при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени, профсоюзной стороной предложено при формировании положений Единых рекомендаций в целях дифференциации размеров оплаты труда при установлении ставок заработной платы (должностных окладов) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников применять  кратное увеличение минимального размера оплаты труда.

Например, предлагается установить минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера ставки заработной платы, оклада (должностного оклада) квалифицированного работника бюджетной сферы, имеющего наиболее высокий квалификационный уровень (уровень квалификации), полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже пятикратного минимального размера оплаты труда.

С учетом этих же принципов предложено осуществлять формирование фондов оплаты труда для государственных и муниципальных учреждений.

По итогам заседания межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год от 3 июля 2019 года составлен Протокол, в котором предложено членам рабочей группы от Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России совместно с отраслевыми профсоюзами провести анализ мониторинга применения субъектами Российской Федерации норм, предусмотренных отраслевыми разделами IX-XIIЕдиных рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местных уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, в том числе в части увеличения доли выплат по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы в структуре заработной платы.

Информацию по результатам данного анализа направить в Минтруд России до 10 августа 2019 года.

Минпросвещения России направило в середине июля т.г. письмо руководителям региональных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим госуправление в сфере образования с вопросником, подготовленным совместно с Профсоюзом, для проведения всероссийского мониторинга по структуре заработной платы и размерам ставок заработной платы  учителей в июле 2019 года.

Предварительный анализ результатов мониторинга (по информации из 65 субъектов РФ, в том числе из 61-ого — полная) показал, что в субъектах РФ предпринимаются меры по выполнению Единых рекомендаций  по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений  и, в частности, по повышению размеров минимальных ставок заработной платы (должностных окладов).

Вместе с тем между субъектами РФ по-прежнему  сохраняется большая дифференциация в размерах минимальных ставок  заработной платы (должностных окладов) учителей — от 5 000 руб. до 19 110 руб. или в 3,8 раза.

Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы учителей характеризуется также большой дифференциацией по регионам и составляет от 11 % до 60 %.

Установлено, что предпринимаются меры по совершенствованию систем оплаты труда учителей в соответствии с Едиными рекомендациями.  Например, количество регионов где применяется полностью или преимущественно система оплаты труда учителей, основанная на стоимость образовательной услуги — ученико-час, сократилась значительно (до 15-ти).

Проведенный анализ дает возможность сделать предварительное заключение о том, что учебная нагрузка, выполняемая в большинстве регионов, предоставивших информацию на 2 августа 2019 года, значительно превышает установленную норму и в трети регионов превышает 1,5 ставки, а в ряде регионов и 2 ставки.

Достойная заработная плата - залог развития справедливой экономики!

Необходимо напомнить также о предложениях, высказанных  Председателем Общероссийского Профсоюза образования Г.И. Меркуловой от имени Совета Ассоциации работников непроизводственной сферы РФ при обсуждении Резолюции о достойной заработной плате  на Х Съезде ФНПР, а именно о необходимости:

- установления Правительством Российской Федерации размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам для работников бюджетной сферы;

- принятия закона о минимальном размере  оплаты труда, устанавливаемом за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты;

-  принятия федерального закона, предусматривающего порядок индексации заработной платы, обеспечивающий повышение уровня реального содержания заработной платы;

- повышения ответственности работодателей за неисполнение норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, регулирующих отношения в сфере оплаты труда.

Парламентские слушания на тему: «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации».

 По итогам парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе 24 июня 2019 года на тему: «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации», рассмотревших этих вопросы только в сфере общего образования, подготовлены рекомендации,  утвержденные постановлением от 23 июля 2019 г. № 6688-7-ГД, в том числе:

Правительству Российской Федерации рекомендовано в этой части:

- «разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) в размере не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации и ее фиксацию в трудовых договорах с каждым педагогическим работником, проработав одновременно механизмы оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств;

- проработать возможные механизмы обеспечения роста заработной платы отдельных категорий педагогических работников начиная с 2020 года исходя из общего либо дифференцированного повышения уровня средней заработной платы для соответствующих референтных групп и (или) корректировки в соответствии с темпом роста реальной заработной платы работников образовательных организаций;

- нормативно определить понятие категории «малокомплектная общеобразовательная организация» и установить критерии отнесения образовательных организаций к данной категории с учетом территориальных и иных особенностей, проработать вопросы расширения применения нормативов финансирования малокомплектных общеобразовательных организаций, не зависящих от количества обучающихся».

В связи с тем, что рабочая группа по доработке рекомендаций парламентских слушаний была сформирована исключительно из депутатов — представителей четырех фракций в Государственной Думе, к сожалению, предложения Профсоюза, переданные депутатом Государственной Думы Е.А.Митиной в эту рабочую группу в силу ряда обстоятельств, учтены не были.

Предложения Общероссийского Профсоюза образования в проект постановления Государственной Думы Российской Федерации
«О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»».

Предложено рекомендовать:

Правительству Российской Федерации:

1.Принять меры по дальнейшему совершенствованию механизмов повышения заработной платы, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 2012 года для педагогических работников организаций общего образования, предусмотрев увеличение целевых показателей повышения средней заработной платы педагогических работников организаций общего образования до уровня не менее 150% к средней заработной плате в соответствующем регионе.

2. В целях совершенствования законодательства в части оплаты труда принять федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и в соответствующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрев в них, что:

- минимальный размер оплаты труда (МРОТ), устанавливаемый  федеральным законом, - это размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты;

- размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

- нормативно определить понятие «малокомплектная общеобразовательная организация» и установить критерии отнесения образовательных организаций к данной категории с учетом территориальных и иных особенностей; обеспечить на всей территории Российской Федерации применение единого порядка расчета нормативных затрат для малокомплектных общеобразовательных организаций, исходя из конкретных условий их функционирования – в расчете на класс-комплект, то есть независимо от количества обучающихся в этих организациях.

Министерству просвещения Российской Федерации:

- проработать совместно с Минтрудом России и Минфином России возможность нормативного закрепления требования по перераспределению средств, предназначенных для оплаты труда в общеобразовательных организациях, так, чтобы на обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда образовательной организации;

- совместно с Минфином России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести оценку дополнительных расходов федерального  и региональных бюджетов, гарантирующих обеспечение поэтапного повышения заработной платы педагогических работников общего образования, дополнительного образования детей, педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования, а также подготовить рекомендации по особенностям финансирования малокомплектных сельских школ.

 

О предложениях по проведению акции Профсоюза в преддверии парламентских слушаний в Государственной Думе (ориентировочно 16 сентября) по вопросам формирования федерального бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годов в форме направления обращений, писем, телеграмм от региональных (межрегиональных), местных и первичных организаций Профсоюза в адрес депутатов Государственной Думы.

В связи с тем, что широкое обсуждение приоритетных направлений финансирования расходов федерального бюджета на 2020 год и планируемый период 2021-2022 годов, планируется провести в сентябре 2019 года, считаем весьма своевременным и целесообразным Общероссийскому Профсоюзу образования, его региональным (межрегиональным), местным и первичным организациям провести акцию в преддверии парламентских слушаний в Государственной Думе (намеченной ориентировочно на 16 сентября) в форме  направления обращений, писем, телеграмм в адрес депутатов Государственной Думы, а также Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам ускорения принятия мер по кардинальному повышению заработной платы педагогических работников и работников из числа инженерно-технического и учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций высшего образования, в том числе гарантированной части  их заработной платы, соответствующему увеличению бюджетных ассигнований из федерального и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, увеличению финансовой поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Одновременно обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза на необходимость проведения активных переговоров, консультаций с руководителями органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, с главами регионов по вопросам повышения заработной платы педагогических и иных работников образования, с проявлением четкой позиции Профсоюза и предъявлением конкретных предложений по актуальным вопросам.

 

О создании отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, и утверждении плана работы Общероссийского Профсоюза образования и Минпросвещения России по реализации в 2019 году Отраслевого соглашения на 2018-2020 годы.

В целях реализации в сфере ведения Минпросвещения России во II полугодии 2019 – 2020 гг. федерального Отраслевого соглашения[1] образована Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, находящихся в ведении Минпросвещения России, и утверждён её состав[2] во главе с сопредседателями П.С. Зеньковичем, статс-секретарём – заместителем Министра просвещения Российской Федерации, и Т.В. Куприяновой, заместителем Председателя Профсоюза.

Справочно. К настоящему времени утверждён план мероприятий Минпросвещения России и Профсоюза по выполнению в 2019 г. Отраслевого соглашения.

 

Об актуальных решениях Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Система социального партнёрства действует в нашей стране как один из основополагающих общественных институтов, деятельность которого направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. При численности населения Российской Федерации около 147 млн. чел. более 75 млн. чел., относящихся к категории «рабочая сила» (экономически активное население), в той или иной мере подпадают под действие механизмов и инструментов воздействия этой системы. В число 75 млн. чел. входят и порядка 5,5 млн. чел., занятых на сегодняшний день в сфере образования.

Система социального партнёрства структурирована, её функционирование имеет упорядоченный характер, когда права, обязанности и возможности каждого из её участников (работники и работодатели в лице уполномоченных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления) закреплены системой нормативных правовых актов и соглашениями разных уровней – от локальных (уровень отдельно взятой организации) до федерального.

На федеральном уровне действуют Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы и отраслевые соглашения между социальными партнёрами в различных сферах экономической и общественной деятельности. В сфере образования регулирование

социально-трудовых отношений в рамках социального партнёрства продолжает (с учётом реорганизации министерства) в настоящее время осуществляться на основе подписанного 6 декабря 2017 года на период 2018 – 2020 годы отраслевого соглашения между Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации

Общероссийский Профсоюз образования, как и другие российские профсоюзы и организации профсоюзов, в своей деятельности в рамках социального партнёрства руководствуется прежде всего положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Всего ТК РФ подразделяется на 14 разделов, один из которых (Раздел II) целиком посвящён социальному партнёрству в сфере труда.

Отдельно следует остановиться на работе Профсоюза по представительству интересов работников сферы образования в постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом № 92-ФЗ от 01.05.99г. Это связано прежде всего с тем, что в своей работе Профсоюз постоянно сталкиваемся с проблемой необходимости проведения межведомственных обсуждений и межведомственных согласований в целях решения проблемных вопросов, актуальных для работников сферы образования. Самостоятельно Профсоюзу сложно инициировать подобные согласительные процедуры, с другой стороны административного ресурса отдельного взятого ведомства -  в нашем случае Минпросвещения и Минобрнауки России – бывает недостаточно для решения в рамках социального партнерства поставленных Профсоюзом вопросов. Механизм и инструменты РТК способствуют инициированию рассмотрения отраслевых проблемных вопросов, решение которых предполагает участие таких ведомств как, например, Минтруд или Минфин России, являющихся главными регуляторами в области проведения государственной политики в сфере трудовых отношений и финансов. Учитывая, что наряду с работниками сферы образования к «бюджетникам» относится большая часть работников других сфер деятельности (здравоохранение, культура, спорт и т.д.),  нормы, регулирующие трудовые отношения, часто носят универсальный характер и их принятие или изменение требуют согласований с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этих сферах экономической деятельности.

В состав РТК входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Количество членов РТК – 90 человек: по 30 человек от каждой из сторон социального партнёрства – профсоюзы, работодатели, Правительство Российской Федерации. Обязанности Координатора РТК в настоящее время исполняет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.

Для организации контроля за выполнением Генерального соглашения и решений РТК, подготовки вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обсуждения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, проведения консультаций по другим вопросам, решением РТК, из числа ее членов, образуются постоянно-действующие рабочие группы (всего – семь групп), в состав которых наряду с членами РТК включаются эксперты (списочный состав утверждается координатором РТК на основании предложений социальных партнёров).

Следует отметить, что основной формой работы РТК являются ее заседания, которые проводятся, как правило, ежемесячно в соответствии с полугодовыми планами работы по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Также рассмотрению подлежат вопросы, предлагаемые к рассмотрению в силу своей актуальности дополнительно к уже принятому плану (вносятся по инициативе сторон социального партнерства или в соответствии с решениями рабочих групп РТК).

Председатель Профсоюза Меркулова Г.И. входит в состав РТК и одновременно, является сопредседателем рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения, что даёт возможность Профсоюзу участвовать в прямом диалоге с социальными партнёрами на федеральном уровне и представлять интересы работников отрасли на федеральном уровне при выработке итоговых решений и, что важно, осуществлять на экспертном уровне предварительное обсуждение и выработку взаимоприемлемых решений по актуальным для работников сферы образования вопросам. Специалисты Профсоюза и заместители Председателя Профсоюза участвуют в качестве экспертов в заседаниях рабочих групп, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие интересы работников отрасли – готовят необходимые материалы по рассматриваемым вопросам: справки, обоснования, проекты нормативных правовых актов, изменений и дополнений к ним,  предложения в проекты решений по итогам заседаний и т.д.

В качестве примеров результативной работы Профсоюза на «площадке» РТК можно отметить:

1. По результатам работы Межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, в состав которой вошли руководители и специалисты Профсоюза, в декабре 2018 года Единые рекомендации были окончательно согласованы сторонами социального партнёрства и утверждены на заседании РТК;

2. Разработанные совместно с Профсоюзом и разосланные Минпросвещения России руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации «Разъяснения по вопросу оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству» (письмо от 16 июля 2019 года № ПЗ-741-06). Вопрос о необходимости разработки таких Разъяснений по инициативе Профсоюза рассматривался не один раз на заседаниях рабочих групп РТК, в том числе 10 мая 2018 года и 20 марта 2019 года.

Следует подчеркнуть, что процесс привлечения Профсоюза к разработке Разъяснений (в итоге в основе Разъяснений оказался вариант, разработанный специалистами Профсоюза) с дальнейшим их межведомственным обсуждением и согласованием (Минтруд, Минздрав, Минкультуры России) был инициирован благодаря возможностям «площадки» РТК.

3. По инициативе Профсоюза на заседании соответствующей профильной рабочей группы РТК 18 апреля 2019 года рассмотрен вопрос «О нормативно-правовом регулировании обеспечения права на досрочную страховую пенсию педагогических, медицинских работников и работников, осуществляющих творческую деятельность в организациях культуры, в связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Сообщение по данному вопросу на заседании рабочей группы сделала заместитель председателя Профсоюза Т.В.Куприяновой

По итогам заседания рабочей группы:

- Профсоюзу было предложено официально направить в Минтруд России и Пенсионный фонд Российской Федерации обращения с вопросами о нормативно-правовом регулировании обеспечения права на досрочную страховую пенсию педагогических, медицинских работников и работников, осуществляющих творческую деятельность в организациях культуры, в связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»;

- Минтруду России и Пенсионному фонду Российской Федерации предложено направить в секретариат РТК и Профсоюз ответы на указанные вопросы и провести консультации с Профсоюзом по этим вопросам с последующим информированием о результатах секретариата РТК;

- Пенсионному фонду Российской Федерации предложено направить в секретариат Комиссии проект Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста для информирования членов и экспертов рабочей группы РТК.

Все предусмотренные решением рабочей группы РТК письма и ответы были отправлены и получены.

В ответе Пенсионного фонда России от 31 мая 2019 г. № С4-25-19/11141 в адрес Профсоюза содержатся необходимые разъяснения по отнесению к предпенсионерам (независимо от возраста) педагогических работников, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Это, в свою очередь, предусматривает право на досрочную страховую пенсию в установленные Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ сроки и право на меры социальной поддержки, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что далеко не всегда удаётся выйти на конечные согласованные решения по вопросам, предлагаемым Профсоюзом к рассмотрению в РТК. В случае не достижения согласия по обсуждаемым проблемным вопросам Профсоюз инициирует повторное их рассмотрение, а в случае неаргументированного отрицания или простого игнорирования необходимости поиска решения проблем на уровне РТК, официально обращается к руководителям министерств, в чьей компетенции находится решение вопросов, координатору РТК, высшим должностным лицам Российской Федерации.

 

Справка о ситуации с педагогическими кадрами в сфере общего образования.

По данным федерального статистического наблюдения, сформированным по итогам сбора статистической отчетности сферы образования на начало 2017/2018 учебного года и за 2017 отчетный год  (Образование в России – 2018. Статистический бюллетень. – М.: МИРЭА – Российский технологический университет, 2018. – 422 с.):

Число ставок по штату учителей составляло 1 439 441,98 при списочном составе 1 338 143, 57, т.е. дефицит кадров учителей составил 101 298 чел. или 7%, в том числе нехватка учителей начальных классов составила 16 539 (4,3%) чел., учителей русского языка и литературы – 11 000 (6%), истории, экономики, права, обществознания – 6 500 (7%), математики – 9676 (7%), иностранных языков – 10 798 (7%), физической культуры – 8 298 (8%), трудового обучения – 9%, музыки и пения – 11 %, изобразительного искусства и черчения 10%, ОБЖ – 10%.

Нехватка педагогов дополнительного образования детей составила – 11 735чел. (20%), воспитателей, работающих в подразделениях (группах) дошкольного образования – 1936 чел.(3%).

При этом в отчетный период выбыло из образовательных организаций 139 053 (8%) педагогических работника, из них 129 063 (7%) – по собственному желанию, в том числе выбыло 100 574 (7%) учителя, из них по собственному желанию – 94 317(6,5%).

Проблема нехватки педагогических кадров обостряется в связи с постепенным их старением. Как отметила в своем выступлении на парламентских слушаниях в Государственной Думе Министр просвещения России  Ольга Васильева (24 июня 2019 г.), возрастной состав работающих учителей остается проблемным: 39% составляют учителя старше 50 лет, доля молодых не превышает 5,5%, кадровый дефицит учителей в регионах составляет примерно 10-11 процентов. К 2020 году нехватка педагогов в российских школах составит 180 тысяч человек.

По данным Минпросвещения России, в последние годы растет количество учеников на одного учителя. Так, в 2017 г. на одного педагога приходилось 13,7 обучающихся, в 2018 г. – 14, в 2019 г. – 14,9.

Растет и учебная нагрузка на учителя, которая в 2016 году в среднем составляла 23,4 часа, а в конце прошлого учебного года выросла до 25 часов в неделю. В региональном разрезе – от 1,1 ставки в Республике Мордовия до

Источник: Общероссийский Профсоюз образования

Новые публикации раздела

8 июляПредседатель региональной организации Профсоюза Татьяна Евгеньевна Твердохлеб в ПЯТЫЙ раз избрана членом Общественной Палаты Ульяновской области!
3 июляУ Минобрнауки есть два сценария начала учебного года на случай второй волны коронавируса
3 июляВ Госдуме предложили выплатить учителям повышенную компенсацию за проведение ЕГЭ в условиях пандемии
3 июляДЕТИ и КОРОНАВИРУС.
2 июляПрезидент России присвоил Ульяновску звание «Город трудовой доблести»!
29 июняВ РФ проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.Жители регионов опасаются, что новое постановление правительства может привести к переходу на дистант. Власти это опровергают.
27 июня Дорогая и любимая наша молодежь, с праздником! Молодые учителя и педагоги, студенты вузов и обучающиеся, вы достойная смена нам!

Популярные материалы раздела

806Роспотребнадзор разработал методические рекомендации для организации летней оздоровительной кампании в условиях риска распространения COVID-19.
284Роспотребнадзор опубликовал рекомендации по организации работы образовательных организаций и проведения экзаменов в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
263В Госдуме предложили выплатить учителям повышенную компенсацию за проведение ЕГЭ в условиях пандемии
241Опубликован проект приказа Минпросвещения РФ, устанавливающего порядок приема на обучение по программам начального, основного и среднего общего образования.
150Владимир Путин подписал Указ «О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.».
148Сергей Кравцов: 27 июня «Выпускной вечер» пройдет в формате онлайн и объединит выпускников всей страны
145Президент России присвоил Ульяновску звание «Город трудовой доблести»!

432980, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 20

+7 8422 41-85-45