Главная / Пресс-служба

Ковалев Евгений Геннадиевич

Пресс-служба Профсоюза. 09.06.2021
Печать
Ковалев Евгений Геннадиевич, учитель химии Лицея № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России– 2016».

НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕ - первое слово, которое приходит на ум при слове учитель. Небезразличие в первую очередь к своей профессии. К сожалению, я сталкивался с такими случаями, когда приходят учителя ко мне на открытые уроки, семинары и задают вопрос: а зачем мы это смотрим, зачем нам это надо, наши дети не сдают ЕГЭ по химии и т.п… И становится обидно за профессию. У учителя должен быть живой интерес к учебному процессу. Он должен иметь профессиональную планку. БЕЗРАЗЛИЧИЕ учителя меня огорчает и пугает одновременно.
Небезразличие к преподаваемому предмету, к его содержанию, к его развитию, к тому, что сейчас происходит в той области науки, с которым этот предмет связан. Содержание школьных предметов может отставать от передовой науки на десятилетие. Это нормально. Но знать какие-то современные факты и быть в курсе научных достижений для учителя - необходимо.
Небезразличие к самому ученику. Да, это звучит где-то пафосно, но без этого грош цена учителю. У нас в традиционной отечественной педагогике обучение и воспитание всегда шли в одной упряжке. Обучая, мы воспитываем, и, наоборот. И тут важно понимать, что мелочей не бывает. Например, внешний вид учителя, о котором сейчас много разговоров. А ведь и внешний вид, и манера одеваться, и стиль учителя тоже обладают воспитательным потенциалом, что, в свою очередь, влияет и на процесс обучения. Можно, например, одеть майку с изображением Курта Кобейна на урок (популярный в молодежной среде музыкант, покончил жизнь самоубийством), и некоторые ученики это даже воспримут за «положительный» жест, но те ли это ценности, которые нужно нести молодому поколению?

МОТИВАЦИЯ учителя. Я часто бываю на различных профессиональных учительских конкурсах, на открытых уроках, семинарах и замечаю учительскую инертность. Как мотивировать педагога? Можно, например, повысить зарплату. Это тоже важно. Каждый трудящийся достоин своей награды. Но это не всегда решает вопрос качества педагогических кадров. Должна быть еще и внутренняя работа самого педагога. Например, такая внутренняя установка: мне как учителю важно быть для детей интереснее гаджета. Вот она проблема. Это уже из разряда внутренней мотивации. И, кстати говоря, надо признавать, что чаще всего в «бою с гаджетами» мы все-таки проигрываем. Мне, как профессионалу, важно быть интересным детям. Чтобы меня слушали. Меня бы удручала такая картина: я стою у доски, рассказываю сам себе материал, а дети в это время листают что-то в телефонах. Это действительно мотивирует на профессиональный поиск.
Конкурсы профессионального мастерства тоже являются одной из форм мотивации. Помню ситуацию: районный конкурс «Учитель года». Я вместе с другими участниками пришел на финал в одну школу. Нас встречает коллега:
- Вы на конкурс пришли?
- Да.
- Ну все, теперь из профессии вы никуда не денетесь.
Мы еще так улыбнулись. Теперь я понимаю, что доля правды в её словах были.
Конкурс дает тебе потрясающие возможности. Это глоток свежего воздуха. Это встряска.
Но тут может и сработать обратный механизм: бывает такая «послеконкурсная хандра». Когда стихает конкурсная шумиха, ты победитель, но опять остаешься один на один с теми проблемами, которые были до конкурса. Ничего не поменялось: вот доска, вот класс, вот дети, вот родители. И тут важна поддержка семьи, коллег. Поэтому важно не просто направить учителя на конкурс а поддерживать его и сопровождать.

УСПЕШНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Все не могут быть победителями конкурсов профессионального мастерства или обладателями грантов. У каждого учителя на каждом этапе работы должна быть своя точка роста. И это важно осознавать и искать такие точки. Когда я работал в сельской школе, у меня возможностей и достижений было в разы меньше, если сравнивать с городской школой. Я помню, как провел в школе конференцию по химии среди учеников. Это был первый год моей работы. У меня на конференцию записались около десяти учеников. И для меня это был тогда успех. Интересно. В субботу, в выходной день, дети приходили, и мы дополнительно занимались. Ученики самостоятельно готовили проекты. Конечно, это успех для учителя. Поэтому для педагога успех не может измеряться только грантом в 500 тысяч или печатью фотографии на обложке какого-нибудь топового журнала. Успех учителя – это и решение какой-то профессиональной проблемы, которая поднимет тебя или твоего ученика на новую ступень. Я помню свои эмоции, когда мой ученик, когда я еще в сельской школе работал, сдал на 80 баллов ЕГЭ по химии. Я прыгал от счастья. Это тоже успех. Я смог сделать больше, чем мог до этого. Это тоже может быть точкой роста или критерием успешности. Когда на своем месте меняешь ситуацию на полшажка, на ступеньку, но выше, чем это было до этого.

ФУНДАМЕНТ УСПЕХА УЧИТЕЛЯ Д. Ушинский говорил, что нельзя реформировать школу минуя голову учителя. Основа успешности системы образования – успешный учитель. Как девиз успешного учителя мне импонирует латинское выражение: «Non progredi est regredi», что означает: «Не идти вперед, значит идти назад». Поделюсь пятью правилами, из которых строится фундамент успеха учителя на своем опыте.
Первое, это умение доводить дело до конца. Я два года пытался выиграть конкурс в фонде «Династии». Фонд закрылся. Грант я не получил. Два года подряд подавал документы на Губернаторскую премию. Ничего не получал. А вот на третий раз я ее получил.
Второе, это идти навстречу страху. После первого дня работы в школе, я пришел домой и сказал жене: надо что-то сделать, чтобы оттуда уйти. Мне попался одиннадцатый класс, в котором учились в основном юноши, не сильно отличающиеся от меня по возрасту. Одиннадцатиклассники продемонстрировали, что не я на уроке хозяин. Тогда я сам себе дал установку: либо они увидят во мне учителя, либо я не зайду больше в класс. Ну, как вы видите, в школе я остался работать.
Третье, ставить и достигать цели. Мы часто плывем по течению и не знаем, чего хотим. Когда – то мне хотелось, чтобы мой ученик стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сейчас у меня их девять. Но это был долгий и трудоемкий путь и мне хотелось его одолеть. Кстати, по поводу мотивации на пути к поставленной цели. Рекомендую к прочтению книгу венского психоаналитика В.Франка «Человек в поисках смысла», в которой красной нитью тянется мысль: если человек знает зачем, он выдержит любое как.
Четвертое, «Делай что можешь и будь, что будет». Мне эта фраза очень сильно помогла на конкурсе педагогического мастерства «Учитель года».
Пятое правило рождается из евангельской фразы: «Кто не собирает, тот расточает». То, что помогает учителю совершенствоваться, нужно использовать. Если вас зовут на семинары, секции, конференции, не отказывайтесь: никогда не знаешь, где услышишь или увидишь то, что однажды перевернет твою жизнь.

МУЖЧИНЫ - УЧИТЕЛЯ В школу должны возвращаться мужчины. Настоящих мужчин могут воспитать только мужчины. Также, женщине сложно состояться везде: быть заботливой мамой, внимательной женой и при этом отдавать себя профессии, хотя примеров, это опровергающее, тоже хватает. Мужчине в этом плане легче. У него есть тыл. Тут другая проблема – надо обеспечивать свою семью. Поэтому многие мужчины даже не пробуют идти в учителя, ведь много не заработаешь. Согласен, но не совсем. На своем опыте, я убедился, что все возможно, если ставить четкую цель и работать на результат. В этом отношении очень не люблю нытиков. В том числе и среди многодетных отцов (прим. у Евгения Геннадьевича трое детей), хотя знаю огромное множество достойных примеров для подражания. Считаю, что государство должно давать возможности, или, хотя бы, не мешать, тому, чтобы мужчина мог нормально зарабатывать, в том числе и в системе образования. Тогда мужчина будет мужчиной. Я, кстати, хотел задать вопрос В.В.Путину, когда у нас была с ним встреча (5 октября 2016 года), но немного растерялся: как государство планирует привлекать и удерживать мужчин-учителей в школах, которые являются многодетными отцами.

ВРЕМЯ – важный ресурс для учителя. Для меня день распределяется так: проснулся, умылся, позавтракал, отвез старшего ребенка в детский сад. Затем время в школе: уроки, кружки, дополнительные занятия, проверка тетрадей, что-то заполнить, что-то сдать, собрания, подготовка к олимпиадам. В школе нет такого понятия, что вот сейчас сделаю, и появится дополнительное время. Как только у тебя что-то заканчивается, сразу приступаешь к другому. Закончишь муниципальный этап олимпиады, сразу приступаешь к региональной, затем - всероссийской. А тут ЕГЭ, ОГЭ… Но я точно знаю, что в 18-30 час. мне нужно забрать ребенка из садика. А вот воскресный день посвящаю семье. Это традиция. Это день, который ждут дети, жена. И лишение такого дня – это убийственно для семьи. Всегда нужно находить время и на работу, и на близких.

ТРАДИЦИЯ Я по своему укладу традиционалист, в том числе и в профессиональных взглядах. Я убедился на опыте в большей пользе традиционных форм преподавания в школе. Интересно, грамотно выстроенная лекция, воспринимается учениками гораздо лучше, чем урок с использованием, например, flash-технологий. Я проводил групповые формы занятий, видео-конференции и т.д., но это разовые формы. Их нельзя делать систематическими. Для урока химии в старших классах лучше всего работает лекционно - семинарская система. Но, в тоже время, важно учитывать, что урок не может быть монотонным. Традиционализм в педагогике, это не значит, что говорит на уроке только учитель, наказание – розги, учитель – царь и бог. В ту же лекцию, например, можно включить и проблемный вопрос, и уместные шутки, и обсуждение какого-нибудь мема из соцсетей. По моему опыту, традиция более гарантированно дает образовательный результат, чем игра в новаторские штучки.

ПЛАНЫ В регионе очень давно не было победителей всероссийских олимпиад по химии. У меня в планах подготовить победителя. Это серьезный труд. Особенно сложно объяснить детям, зачем им это нужно. Олимпиады нужны, потому что дают дополнительные возможности при поступлении. Мало кто про это знает и кто этим пользуется. ЕГЭ сдается один раз, а участвовать в олимпиадах разного уровня можно множество раз. Олимпиады, например, дают право поступать без дополнительного внутреннего экзамена, который ввели многие вузы. И, став призером или победителем всероссийской олимпиады, можно этот экзамен миновать.
Еще в планах закончить написание учебника по Естествознанию для учащихся средних классов, где я пишу главы с химическим наполнением.
На, самый главный план для меня - быть всегда в хорошей, как скажут спортсмены, «профессиональной форме». Не зря же, опять-таки, в спорте говорят, не сложно стать олимпийским чемпионом, сложно потом подтверждать это звание. Можно побыть на лаврах побед первое время, а потом, опять всё с начала: новый класс, новая аудитория учителей на мастер-классе, новые родители. И здесь моё звание «Учитель года» не всегда на моей стороне, ведь всегда найдутся ученики-учителя-коллеги-родители, которые как бы говорят: ну давай, посмотрим какой ты «учитель года». Поэтому в планах быть в профессиональной форме. Вообще, я считаю это важным для учителя. Не раз в три года получать «корочку», чтобы тебя оставили на работе. Мы же ищем для себя хорошего врача. А он хороший только потому, что постоянно в чем-то совершенствуется, что-то познает. Так и учитель, пока он на острие решения педагогических проблем, он востребован, он – профессионал.

ПОЖЕЛАНИЕ КОЛЛЕГАМ Обогащать учительскую профессию своим профессиональным примером, тем самым делая вклад в повышение её престижа. А сделать это возможно не столько по приказу, сколько по внутренней потребности. Если мы хотим нового, мы должны сами измениться. Желаю совершенствоваться, любить свою профессию, быть счастливым в профессии.

СПРАВОЧНО: Ковалев Евгений Геннадиевич - учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда». Образование высшее, Волгоградский государственный педагогический университет, «Химия» с дополнительной специальностью «Биология», 2008 г.. Имеет награды, поощрения: Благодарственное письмо Губернатора Волгоградской области за победу в конкурсном отборе лучших учителей Волгоградской области (Премия Губернатора), 2015 год. Победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2016». Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года - 2016». Победитель конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций Волгоградской области (Премия Президента РФ), 2017 год. Ковалев Е.Г. выступает на различных форумах, семинарах, конференциях регионального и всероссийского уровней, где обобщает свой педагогический опыт в форме мастер-классов, мастерских, открытых уроков, чем популяризирует профессию учителя, способствует повышению престижа профессии учителя и имиджа современного педагога.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо