Главная / Пресс-служба

Смысла нововведений в оплате труда российских учителей пока никто не понял

Пресс-служба Профсоюза. 27.10.2015
Печать

Повременить с увеличением базового оклада учителей советуют эксперты Высшей школы экономики. Такой вывод был сделан ими по итогам исследования результатов перехода педагогов на так называемый эффективный контракт. В Общероссийском профсоюзе образования данную точку зрения не разделяют и настаивают на повышении окладов, даже если придется уменьшить объем средств, выделяемых на стимулирующие выплаты.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ

К началу текущего учебного года почти все регионы отчитались о полном переходе всех работников образовательных учреждений на так называемые эффективные контракты. 29 сентября эксперты Высшей школы экономики представили первые результаты исследования и рассказали, в чем, собственно, состоит этот переход. Правда, исследование проводилось лишь в четырех образовательных учреждениях разных федеральных округов, что ставит под сомнение его репрезентативность.

Заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ Светлана Попова считает, что благодаря нововведению увеличилась эффективность использования потенциала учителей. Правда, как оказалось, сам смысл понятия “эффективный контракт” учителя и чиновники видят по-разному, чему способствовала и расплывчатость формулировок в предложенных Министерством образования методических рекомендациях.

По словам Поповой, в одних образовательных организациях под эффективным контрактом понимают всего лишь дополнительное соглашение к трудовому договору с уточнением критериев начисления стимулирующих выплат. В других - пытаются оценить качество предоставляемых населению образовательных услуг и на этом основании пересмотреть линейку зарплат.

- Чиновники не рассматривают вопрос о самой системе оплаты труда прежде всего из-за того, что непонятно, как будет производиться финансовое обеспечение эффективного контракта, - сообщила Попова.

Свое мнение о том, что необходимо вкладывать в понятие “эффективный контракт”, имеется и в Общероссийском профсоюзе образования. По словам заместителя председателя профсоюза Татьяны Куприяновой, эффективный контракт, в отличие от обычного трудового договора, должен включать в себя дополнительные меры социальной поддержки педагога, чего пока, к сожалению, не наблюдается.

- С точки зрения профсоюза говорить о действительном переходе на эффективный контракт можно будет только тогда, когда в трудовых договорах работников появятся такие гарантии, как право на санаторно-курортное лечение за счет работодателя, право на годичный творческий отпуск раз в 10 лет с сохранением заработной платы, чтобы учитель смог потратить его на обобщение опыта своей работы, подготовку учебных пособий, научных или методических разработок, - считает Куприянова.

С точки зрения профсоюза, в эффективном контракте должны быть отражены и гарантии повышения работником квалификации, причем - не формально, как часто бывает сейчас, а действительно так, как надо самому работнику и учреждению, где он трудится.

- Сейчас повышение квалификации проводится на базе институтов повышения квалификации или институтов развития образования, - объясняет Куприянова. - Но в этих учреждениях сами преподаватели порой не обладают достаточной квалификацией, чтобы дать что-то новое учителям. Многие учителя хотят повышать квалификацию в педагогических университетах, в других регионах. Но местные власти, будучи заинтересованы в сохранении своих институтов, готовы тратиться на повышение квалификации только в них, что не всегда эффективно.
А НА ЗАРПЛАТЫ ВСЕ РАВНО НЕ ХВАТАЕТ

По оценке Поповой, в двух из четырех обследованных учреждений не хватает средств на зарплаты. Увеличение базовых окладов педагогов привело к нехватке ресурсов на стимулирующие выплаты, а без них эффективный контракт невозможен. Из этого эксперты ВШЭ делают вывод, что с ростом базовых окладов учителей следует повременить.

Однако по мнению представителя профсоюза, повременить можно было как раз с введением системы стимулирующих выплат, поскольку она в ее нынешнем виде явно не способствует повышению качества образования.

- Когда новые системы оплаты труда только внедрялись, - вспоминает Куприянова, - мы проводили исследование в 40 регионах и обнаружили, что стимулирующие выплаты педагогическим работникам начисляются вовсе не за педагогическую работу, а за какие-то мероприятия. Как оценить результат работы педагога в старших классах, более или менее понятно - там есть ЕГЭ, итоговая государственная аттестация и прочее. А за что дают стимулирующие выплаты в начальной школе? Там доходит до абсурда, когда стимулирующие выплаты назначаются за полив цветов в рекреации, как будто полив цветов как-то характеризует качество работы педагога и стимулирует его к профессиональному росту!

Более того, даже распространенная сейчас оценка деятельности учителя по результатам аттестации учеников, а также по такому показателю, как победы учеников в олимпиадах и конкурсах, не является продуктивной:

- То, что ребенок достиг высокого результата, не всегда означает, что это заслуга конкретного учителя старшей школы. Может быть, ему помогла база, которую заложили педагоги среднего звена? И кроме того - у каждого есть наклонности, у каждого есть потолок возможностей. Бывает, что для ребенка большее достижение - получить по данному предмету твердую “тройку”, если до этого “тройку” эту ему просто “рисовали”. И если учитель добился такого результата - это тоже надо оценивать, но обычно этого не происходит.

Единый образовательный стандарт означает единые требования к учителям всех регионов страны. Но эти требования не подкреплены одинаковым уровнем зарплат - в разных регионах зарплата может различаться в 10 раз! А потому позиция профсоюза такая: главной задачей в настоящий момент является повышение базовых ставок учителей в тех регионах, которые испытывают экономические сложности.

По оценке Светланы Поповой, в ряде образовательных организаций средств не хватает настолько, что приходится проводить сокращения, заставлять учителей работать по 36 часов в неделю, что негативно сказывается на результатах педагогической деятельности.

Своим мнением поделились и руководители образовательных организаций. Они сошлись на том, что эффективный контракт в том виде, как он понимается сейчас чиновниками, лишь увеличивает бумажную волокиту и создает путаницу, не имея при этом никакой ценности. Например, по словам директора петербургского лицея № 369 Константина Тхостова, в ряде регионов школам запрещают повышать зарплаты педагогов сверх среднего уровня зарплат по экономике, а потому формальное введение эффективного контракта росту зарплат не способствует.

“А”-СПРАВКА

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников, предусматривающая переход к эффективному контракту, утверждена заместителем председателя правительства Ольгой Голодец 28 мая 2014 года.

Введение так называемого эффективного контракта в образовательных учреждениях началось шесть месяцев назад и будет продолжаться до 2018 года. Эта форма договора предполагает, что повышение оплаты педагогической деятельности увяжут с достижением конкретных показателей качества - индивидуально в каждом регионе и даже в каждом муниципальном учреждении. Эффективный контракт предусматривает перестройку системы повышения квалификации учителей, повышение качества управления, а также переподготовку руководителей системы профессионального образования.

Источник: Центральная профсоюзная газета "СОЛИДАРНОСТЬ"

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо