Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Антон Сергеевич Биличенко

Пресс-служба Профсоюза. 24.12.2021
Печать

Антон Сергеевич Биличенко, учитель истории и обществознания школы № 55 «Долина знаний» Волгограда, победитель регионального конкурса профессионального мастерства “Учитель года”-2021.

 СЛУЧАЙНОСТЬ

Как я стал учителем? Тут, наверное, должна быть безумно длинная речь  про призвание и династию (среди близких родственников 6 учителей), но все намного проще.

Окончив  ВГСПУ, наш волгоградский педагогический,  в середине августа 2014 я искал работу. Пока был студентом, что только ни пробовал: раздавал листовки, проверял билеты в опере, работал на грузовой машине, сидел за кассой (иногда забывая пробивать пакет).

В тот год учителей истории, видимо, хватало, и я уже думал, что делать? В моем простом резюме ещё была указана специальность иностранный язык. И первые годы я работал в школе № 96, уча детей говорить «the», а не «зее» или «сэ».

Первый опыт незабываем. В начале было очень тяжело. (Помню, что первые два месяца я спал час – полтора).

Мне помогли мои коллеги. Спасибо им огромное. Особенно бы я выделил Татьяну Анатольевну Халееву. Слова поддержки были не в стиле голливудских фильмов или высокопарных цитат Аристотеля, Гумилева, а просто вопрос: чем помочь? Что подсказать? И после вопросов была реальная помощь. Поддержка была от директора Ларисы Викторовны Пулиной, к сожалению, ее больше года уже нет с нами. Она была достаточно требовательным человек, и именно это помогла мне стать профессионалом.

Поработав еще год, я понял, что учитель - это классная профессия.

 КОНКУРСЫ

Второй-третий год работы – это участие в конкурсе «Педагогический дебют». Из восьми конкурсантов я был примерно на шестом месте. Нам баллы не называли, но это было так. Как бы высокопарно это не звучало, но после конкурса жизнь изменилась. Меня позвали на форум сразу куратором одной из групп «Пестрое небо». Спасибо большое за это Карповой Ольге Сергеевне. И вот уже шесть лет «путешествую» по форумам.

Самым значительным достижением я бы назвал победу на региональном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2021».

Кто-то сказал, что конкурс «Учитель года» стал кульминацией, апофеозом учительской деятельности. Я с этим не согласен. Я рад, что выиграл. Но это не «Эверест» в работе педагога. Есть куда стремиться.

В сентябре-октябре, в городе Тюмени, 2022 года меня ожидает Всероссийский этап конкурса. Это очень волнительно и ответственно представлять наш регион на конкурсе такого уровня.

 

КАРЬЕРА

Гусеница-куколка-бабочка.

А у учителя нет карьерного роста. Первая или высшая категория не считается. Почему-то так принято, что учитель, получив «повышение», одинаково хорошо должен уметь работать с детьми, с учителями и заниматься хозяйственно-экономической деятельностью.

Я считаю, что для того, чтобы стать управленцем, должны преобладать лидерские  навыки. Директор должен быть в первую очередь хозяином школы и уметь выстраивать стратегию развития. Но и на его заместителей ложится огромная ответственность. Школа это в принципе об «ответственности». Профессионал – это тоже престиж школы. Родители часто выбирают школу из-за конкретного педагога. А вот уже коллектив учителей должен славиться достижениями детей.

Приведу такой пример. Есть такое понятие - «тащить с работы». Скажем так, выносят работники с кондитерской фабрики излишки сиропа. А вот учитель наоборот несет все в школу. Его кабинет постоянно наполняется личными вещами. Так и директор, должен все «тащить» в школу: гранты, инвесторов, хорошие кадры.

 САМОРАЗВИТИЕ

Саморазвитие должно складываться из опыта поражений и побед. Кстати, региональный конкурс «Учитель года» - это первый конкурс, где я победил. До этого были конкурсы, где побед не было. Для меня это стимул идти дальше.

Саморазвитие должно складываться из рефлексии, так сказать в «самокопания».  Даже если ты победил, но ничего не понял, ты проиграл. Главное, как говориться в одной из песен, сделать правильный выбор.

От чего зависит профессиональный рост? Может от количества прочитанных "методичек" в час? Скорее всего, все зависит от жизненных ситуаций, это ещё опыт называют. Каждая встреча, каждая беседа и каждая трудность развивает нас. А главное, достигнув чего-то не увязнуть, а продолжать. И в этом я благодарен Арачашвили Ларисе Гивиевне.

 

КУЛЬТУРА

Могу точно сказать, что если я буду работать в строительном магазине, то буду соблюдать такой же деловой этикет, как и сейчас. Я в отпуске веду себя так же, как и на работе. Все зависит от человека.

Для учителя важно все: культура речи – «тОрты», «надеть – одеть»… Дети замечают ошибки и стараются сразу ущипнуть. А оговорки бывают часто, и не обязательно те, что по Фрейду.

А еще? Еще учитель должен быть «красивым». Я заметил, что к детям до 5-8 класса учитель должен приходить опрятным и нарядным. Внешность учителя в приоритете у средних классов. Они любят глазами. А вот к старшеклассникам можно (но не нужно) прийти в мятой футболке, они не заметят. Им важно, что вы им даете. Им нужно содержание.

Я не курю и не злоупотребляю алкоголем. И вам советую. Но это не связано с тем, что я работаю учителем. Это можно назвать образом жизни.  

Считаю, что если учитель курит и ему нужно рассказать ученикам о вреде курения, на классном часу, он не должен обманывать и обманываться. Лучше сказать правду. Тогда авторитет учителя будет высоким и классный час пройдет искренне и полезно. Кстати говоря, не опасно признавать ошибки».

 БЛАГОДАРНОСТЬ

Я однажды участвовал в конкурсе  педагогических династий. "Династия" - звучит-то как.

Спойлер: я ничего там не занял. Так вот, необязательно было вести род с царских времен. Чаще всего на конкурсе это было трио: бабушка, мать и дочь. И все рассказали, что они продолжатели и всю жизнь мечтали. У меня все было проще. Родители, когда я окончил 11 классов, предоставили выбор. Не уговаривали, не советовали, не заставляли. Как речка,  все само пошло.

И хоть сейчас я не на сцене фестиваля, а в руке не золотой оскар, я очень благодарен своим родителям. Папа, Сергей Иванович - учитель физической культуры и отличный тренер. Мама, Ольга Владимировна - талантливый учитель начальных классов. Бабушка, Зинаида Ивановна - лучший учитель химии. Дедушке, Владимиру Петровичу, агроному и просто примерному человеку. А вы часто осознаете кому благодарны?»

 ОПТИМИЗМ

Для меня оптимизм начинается со слова «к сожалению». Без оптимизма очень тяжело. Ты можешь идеально подготовить мероприятие, долго к нему готовиться, ночь не спать. А после проведения один кто-то скажет: «Ну, Антон Сергеевич, не плохо». И ты понимаешь, что можно двигаться дальше.

В каждой профессии нужен оптимизм.

 ДОКУМЕНТООБОРОТ

На сегодня это важный момент в педагогике.  Больше всего работы с документами у администрации.  Меня пока плохо получается с документами.

 КРЕАТИВНОСТЬ

Вот это мое. Для учителя особенно важно уметь придумывать что-то на ходу. Иметь не только план концепции Б, но и В, Г, Д. Готовясь к конкурсным испытаниям, я всегда старался сделать что-то оригинальное, креативное, интересное, чтобы это не было скучно и банально. Считаю, что урок – это творческий процесс. Начать объяснять тему можно и через мемы. Задания на контрольные я тоже сам придумываю. Но ведь так все делают? Или нет?

 ЭКСТРАВЕРТ

Интроверт не может быть учителем. Дети, уроки, тетради, документы, конкурсы, олимпиады, отчеты вокруг учителя как осы вокруг арбуза. И если ты просто будешь исполнять то, что у тебя прописано в трудовом договоре, не получится из тебя хорошего «Учителя».Твое рабочее время близится к 24 часам в сутки.

 ДРУЖЕЛЮБНОСТЬ или «ЛЕОПОЛЬДНОСТЬ»

«Леопольдность» (придумал же такое) – дружелюбность к миру, к природе, к детям.  Но все мы не идеальны.  

 КНИГИ

На меня повлияла книга Дж.Оруэлла «Скотный двор». А еще мне нравится «Незнайка на луне» Носова. Я рекомендую читать Незнайку старшеклассникам для уроков обществознания. Там все общество: социальная, экономическая, политическая, духовная сферы. И «Чипполино» -классика - тоже рекомендую детям к прочтению. Хотя читать я не люблю. Учитель не любящий книги… мда…  Я предпочитаю аудиокниги, а особенно в поездках».

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо