Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Байкалов Петр Васильевич

Пресс-служба Профсоюза. 22.09.2021
Печать

Байкалов Петр Васильевич - учитель, лауреат, директор.
Учитель – это моя профессия. Пройдет еще несколько лет, и я пойму – призвание это или нет. Лауреат – это звание, которое я заслужил на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Директор – это должность на сегодняшний момент.


ПЕДАГОГИКА УСПЕХА Успех приходит к тому, кто к нему стремится. Я изучил мнение учеников, родителей, учителей. Что бы я выделил? Первое, из чего складывается педагогика успеха, это уважение чужого мнения. Причем мнение всех: детей, родителей, коллег, руководителей. Кого бы не встретил учитель, их мнение он и должен ценить. При этом нужно умудриться сохранить свое внутреннее понимание. Из этого складывается другой момент, который важен – критическое мышление. Все, что говорится, не нужно воспринимать на веру. Нужно оценивать факты, задавать наводящие вопросы, видеть ошибки даже у людей значимых, авторитетных и понимать, насколько тебе это важно или не вовсе не интересно.
Умение ставить достигать цели. Никогда нельзя опускать руки, если что-то не получается. Не сложилось, пробуйте еще раз и еще раз. Наверное, самое сложное, это научиться верить в себя и научить этому окружающих. Если передо мной стоит какая-то задача, я поступаю следующим образом: нахожу высказывание известных людей по данной теме. После этого, штудирую несколько источников информации об этой проблеме. Затем, я перекладываю все, что понял на свой опыт и выстраиваю алгоритм действий. Если я эти действия применяю, и у меня что-то получается, значит решение верное. Если нет, то вношу коррективы. Но никогда не опускаю руки! Известно высказывание: «Успех - это достижение того, чего вы хотите!». Успешный педагог умеет мечту превратить в цель.
Справедливость. Вроде бы понятие должно быть объективным, но ее ждут от человека. А все, что идет от человека, может быть только субъективным. Родители ждут справедливости, дети ждут справедливости, т.е. от учителя ждут понятных, четких принципов, открытости, и чтобы это все было принято теми, кто ожидает эту справедливость.
Гибкость Это то, что очень востребовано в нашем, быстро меняющемся мире.
Широкий кругозор Педагог обязан быть специалистом в своем деле. Однако, не может успешный учитель быть зацикленным только на своем предмете. Все ожидают от него отличных знаний во всех областях. Поэтому необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться.
Любит свою работу. Родители еще добавляют, что учитель должен любить детей. Дети говорят, что должен уважать нас. Я бы добавил, что успешный педагог - это оптимист, т.е. тот, кто ждет положительных достижений от детей, результатов своей работы.
Резюмирую все сказанное, успешный педагог всегда признан, уважаем и востребован. Он постоянно идет вперед. Уверен в себе. Духовно богат. Не имея внутреннего ядра и содержания, нельзя добиться успешности. Именно от работы успешного учителя зависит, каким человеком станет его ученик. И еще одно важное качество - чувство юмора.
Естественно, это не все принципы успешного учителя.


ДИРЕКТОР ШКОЛЫ Всё, что говорит и делает директор, он должен начинать с себя. Сначала необходимо суметь организовать себя, тогда наладится и работа и в коллективе всё получится. Я буду давать советы, которые сам практически никогда не выполняю: надо правильно организовать свой режим работы, четко проставить приоритеты, не метаться, выбрать основное направление и действовать. Есть известное выражение: «Работать нужно не двенадцать часов, а головой». Если что-то не получается, нужно сесть и подумать. Директор больше уделяет времени окружающим и меньше себе. Одна из шуток обо мне и моей нехватки времени: «чай Петр Васильевич пить так и не научился». Умение принимать ответственность, особенно в сложных ситуациях, это и есть самая главная черта руководителя.


КОЛЛЕКТИВ Это хорошо, когда рядом есть люди, которые разделяют твою точку зрения, поддерживают тебя во всем. Но это не всегда правильно. Важно знать и противоположное мнение. И это может быть и более важно, чем когда тебе будут все «кивать головой». Если принцип твоей работы будет понятен людям, то у тебя появятся те, кто будет разделять твою точку зрения. Задача грамотного руководителя – это прислушаться к тем, кто не разделяет твою точку зрения и найти компромисс. Это будет наиболее правильно.


ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ Главное, что человек чувствует внутри себя. Насколько он осознает: мое это или нет. К сожалению, профессиональное учебное заведение не могут дать ответ на этот вопрос. Только находясь в профессии можно на это ответить. Очень важно, чтобы педагог в начале своего пути почувствовал, что его профессия это прежде всего ответственность перед детьми, родителями и перед собой. Вот такая особенность нашей работы. Если молодой педагог, отработав год, почувствует на первое сентября желание идти на работу, значит, он состоялся, значит, он может называть себя учителем. Хотя года, конечно, мало.


СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ Когда я принимал на работу педагогов, старался, чтобы по каждому предмету был учитель с опытом и молодой педагог. Насколько опытный или молодой, это уже как получится. Роль опытного учителя состоит в том, чтобы направлять молодого педагога, делать профессиональные подсказки. Конечно, у нас адаптация к новой школе идет не только у учеников, но и у учителей. Притирание идет друг к другу. Иногда такой союз складывается, иногда нет. Но для этого и есть администрация, которая отвечает за эти направления. Первый год работы нашей школы был направлен на формирование нормативно-правовых актов, прохождение аттестаций, аккредитаций и прочее. А на второй год уже хочется больше внимания уделять учителям, повышению их квалификации, развитию их компетенций.


РОДИТЕЛИ Основная сложность не в том, чтобы наладить контакт с коллегами или учениками, не просто сейчас найти контакт с родителями. Потому что каждый родитель считает себя более умелым воспитателем, более знающим, более грамотным, особенно если перед ними молодой педагог. У нас есть родительские комитеты в классах, которые приглашаются на Совет школы. Это позволяет доносить информацию до всех родителей. Родители видят живое обсуждение, оказывают влияние, сами часто выступают с инициативой что-то сделать, что-то изменить. В этом учебном году планируем проводить родительские дни, когда родители могут прийди в школу, пройти по кабинетам, посетить уроки, пообщаться с учителями, потому что проведение, например, такого конкурса как «Мама, папа, я» уже недостаточно. Нужно более плотное общение с родителями. В планах улучшить взаимоотношения с родителями, понимать друг друга отчетливее, более правильно делать общее дело.


УСПЕХ ШКОЛЫ Один из моментов, на который я обращаю внимание, это не рейтинговые показатели школы, не баллы ОГЭ, ЕГЭ, а то, как происходит общение, например, между мной и учениками. И когда любой первоклассник, который чуть выше моей коленки, бежит впереди меня и с трудом открывает мне школьную дверь, и в ответ на мое «спасибо» у него озаряется счастьем лицо, то это для меня бОльший успех, чем все вместе взятое. Если говорить о значимых вещах, то показателем успеха является то, что родители ведут в школу детей. И иногда это вызвано не тем, что они живут рядом, и не тем, что про школу много говорят, а что они хотят попасть к какому-то конкретному педагогу, что они доверяют этому руководителю.
У нас в школе есть актив учеников, который без помощи со стороны взрослых, абсолютно самостоятельно могут подготовить и провести мероприятие. Вот это достижение.
Хотелось бы, чтобы школа имела свое собственное лицо не только благодаря рекламе, которая идет по телевидению, чтобы каждый, кто приходит в школу, понимал, что это не просто белые стены, а здесь уже есть свои традиции и своя биография.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо