Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Качмазов Герман Эльбрусович

Пресс-служба Профсоюза. 18.04.2021
Печать

Качмазов Герман Эльбрусович, директор средней школы № 2 села Ногир, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2019» в номинации «Молодые управленцы», четыре года проработал в Правительстве Республики Северная Осетия – Алания.

Словарь Г. Э. Качмазова состоит из двух частей. Первая сложилась из нашей беседы, вторя часть плавно вытекла из выступления Германа Эльбрусовича на Х Форуме молодых педагогов «Думая о будущем», куда молодой руководитель был приглашен председателем Волгоградской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ Ларисой Львовной Кочергиной.

Часть первая.

СЕМЬЯ - это самое важное, что есть или должно быть у каждого человека. Для меня семья – это люди. Это то, что нельзя забывать, от чего нельзя отрываться. Семья – это место, куда ты можешь в любой момент прийти. Какая бы тяжесть не была у тебя на сердце, ты идешь в семью, там ты отдыхаешь. В семье тебя всегда поддержат. Там тебя любят. Там тебя знают со всеми твоими недостатками, но никогда тебя не выгонят, ничего плохого не сделают. У животных тоже есть семьи. Значит нам, разумным людям, тем более определено чтить ценности семьи. Человека, который оторвался от своей семьи, своих корней, нет. Он одинок. Он кочевник.

РОДИТЕЛИ - это отец, мать. Все, что мы имеем, все должности, регалии – это их заслуги. Не было бы этих людей, не было бы ни нас, ни наших достижений. Они нас направляют, они нам подсказывают. Может быть в своей жизни я бы поступил как – то по-другому, но родители посоветовали, я прислушался и сложилось то, что есть сейчас. Плохо ли это, хорошо – мы не можем судить, потому что мы не знаем, что было бы при других обстоятельствах. Люди, у которых живы отец и мать, это самые счастливые и самые богатые люди.

РАБОТА Когда у тебя есть отличная семья, живы родители, следующее, что может принести счастье – это хорошая работа. Работа, на которую ты с удовольствием идешь утром, возвращаешься домой, и с большим удовольствием идешь трудиться опять. Мир так сложился, что некоторые люди, вопреки своему желанию, работают там, где им не нравится. Возможно, у них нет другого выбора. Я считаю себя счастливым человеком, потому что в Правительстве я был на своем месте, мне нравилось там работать, и сейчас, работая в школе, я радуюсь. У меня отличный коллектив, лучшие дети. Бывает, что на работе происходят нестандартные ситуации, ЧП и прочее. Но если бы их не было, было бы грустно. Я наслаждаюсь своей работой, от работы я получаю большое удовольствие, учусь на работе, всегда в тонусе, самообразовываюсь, чтобы не попасть впросак перед детьми.

ДРУЗЬЯ У меня очень много друзей. Друзья – это люди, которые тебя всегда поддержат. Например, во время выпускных баллов, меня всегда приходят поздравить мои друзья. Мы собираемся дома друг у друга и обсуждаем разные - разные темы. С родителями не все обсудишь. А вот с друзьями можно обсудить все.

ВРЕМЯ Вот сейчас я начал осознавать, как время быстро убегает. Если учась в школе, в институте ты представлял, что все еще впереди, у тебя большой запас времени, то сейчас я понимаю, как много я еще не сделал. В последней серии фильма «Семнадцать мгновений весны», когда Штирлиц приходит домой и спрашивает у служанки: который час и она отвечает: около семи. Мне запомнились рассуждения Штирлица: «Счастливый человек! Она не считает время. Около семи…». Наверное, счастливы те люди, которые не считают время. Они могут его тратить так, как хотят. Мне дорого мое время: много, что еще не сделано, не прочитано, не увидено, не оценено.

КНИГИ У меня мама работает в типографии. Она всю жизнь занимается книгами. Дедушка очень любил читать книги. Дома есть огромная библиотека, которую начал собирать еще дедушка, я продолжаю. Книги – это тот источник, который нам дает мудрость. Хотя назвать себя мудрым человеком я пока не могу. Именно в книгах мы проживаем жизни героев, о которых мы читаем. Берем какие-то определенные знания, которые мы можем применить в жизни. По себе знаю, многое в поведении, в отношении к жизни, к людям, я изменил благодаря прочитанным книгам. Интернет, социальные сети нужны, но это другое. Для меня великое наслаждение – сесть вечером, взять книгу, чувствовать запах, перелистывать страницы. Это дорого стоит. Нельзя ни с чем сравнить драгоценного уединения с книгой.

ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ Как жили наши предки? Как жили аланы, скифы, сарматы? Как они завоевывали другие земли? Почему обосновались на этих землях. История заставляет человека думать. Как сказал герой фильма «Доживем до понедельника»: «История – это наука, которая делает человека гражданином». У людей, не знающих своей истории, не будет уже завтра. Знание истории не позволят коверкать ее.
Невозможно убедить человека в других фактах, когда есть Мамаев Курган, Панорама, Мельница Гергардта. Как можно что-то забыть или придумать что-то другое, глядя на все это? Мы забываем историю. Обидно, когда вся страна забывает свою истории.

ГОРЫ Это место, куда ты уходишь, поднимаешься высоко-высоко, смотришь вниз и понимаешь: вот это – красота. Все под тобой, ты дышишь свободно. Когда тебе плохо, когда ты не можешь принять для себя правильного решения, как поступить, как рассудить, уходишь в горы, слушаешь пение птиц, журчание воды, дышишь, кричишь что есть мочи и решение приходит само. С гор ты спускаешься совсем другим человеком. Горы, природа – это то неотделимое, что есть у человека. Мы единое целое. Природа призвана нам помогать. Между нами заложена гармония, надо только этим умело пользоваться. Мы должны сохранять, беречь все то, что имеем.

ТРАДИЦИИ мы также, как и историю, должны чтить, потому что уникальность каждого народа в том, что у него своя есть история, свои обычаи, традиции. Самое худшее, что может быть - это когда народ теряет свою самобытность, уникальность. Когда народ теряет все, что его предки собирали и хранили. Я допускаю, что со временем, некоторые обычаи уходят, становятся неприемлемыми. Но основные традиции нужно свято чтить.

СЧАСТЬЕ Все, что я перечислил – это счастье. Когда у тебя есть семья, друзья, у тебя есть любимая работа – это счастье. Будут люди счастливы, не будет войны, конфликтов, розни. К этому нужно стремиться, не смотря на то, что это очень сложно. Когда мы к этому придем, все будут счастливы.

Часть вторая.

ВОСПИТАНИЕ В образовании есть давний спор, что важнее в школьном процессе – воспитание или обучение? В моем понимании, на первом месте должно стоять воспитание ребенка. Рузвельт в свое время сказал, что человек интеллектуально – воспитанный, но не нравственный, опасен для будущего, для цивилизации. Мы можем дать ребенку шикарное образование, можем научить работать по новым технологиям, но если он не будет человеком, он станет врагом для нас всех. Сегодня мы наблюдаем падение нравов у детей, мы видим их психологическую неустойчивость, каждый эгоистически кичится своим я. Ребенок не признает, что есть другие, есть Герман, Антон. В нем не воспитали, что без других он никто, что один человек не способен многое сделать. Поэтому главная задача школы, педагога – это научить ребенка жить совместно с другими детьми. Он может выделяться, у него есть что-то индивидуальное, но он не должен отделяться. Ребенка нужно учить человеколюбию. Мне кажется, что один из действенных методов воспитания – это совместный труд. Жаль, что это убрали со школы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Человек, который отвечает за свои поступки должен писаться с большой буквы. Когда ребенок переступает порог школы и садится за парту, ответственность ложится на плечи учителя. Не только за его физическое состояние, но и моральное: что он понял, что он выучил, что он скажет маме, как он реагирует на то или иное действие. Это большая ответственность. Мы с вами воспитываем людей, которые через какое – то время нас будут лечить, учить наших детей, строить нам дома. Мы с вами несем ответственность каждый день.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ Захотелось мне, только что назначенному директору, ввести робототехнику в школу. Денег нет. Один робот стоит ого-го…Я взял список зажиточных сельчан и стал просить о спонсорской помощи. Первый сказал: потом, другой сразу дал денег и т.д. Сейчас в школе шесть роботов.
Другой пример, я заметил, что в школе есть дети, которые талантливо рисуют. Пригласили с Северо-Кавказского архитектурного института педагога, которая сначала работала на общественных началах. Сейчас у нас очень результативный кружок по рисованию, дети выставляют свои работы на республиканских выставках.
Или наоборот сложилась ситуация с секцией по волейболу. Педагог есть, желающих заниматься нет. Чтобы все сложилось, была проведена серьезная работа с родителями. Тренер составила список детей, которые имели хорошие спортивные показатели, и мы разговаривали с каждым родителем о возможности ребенка посещать секцию. Сейчас волейбольная команда школы третий год занимает третье место по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Нельзя бояться. Нужно стучаться во все двери. Чиновники не всегда знают о ваших нуждах.

ГРАЖДАНСКАЯ ОСОЗНАННОСТЬ – на фоне всего, что нас окружает, дети потерялись: кто мы, что мы, откуда и что должны делать. Не все дети осознают себя единым целым со своей страной. Мы должны это исправить.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо