Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Кочергин Артем Сергеевич

Пресс-служба Профсоюза. 13.12.2021
Печать

Кочергин Артем Сергеевич, учитель истории ФГКОУ "Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко", лауреат областного конкурса профмастерства «Учитель года - 2017»

Много важных слов есть в словаре учителя: открытость, искренность, любовь к истории, к своему городу, к родному краю.
Человечность. Гуманность.

ДИАЛОГ
Чаще всего человек воспринимает другого человека не через профессию, а как личность, через общие ценности и потом уже выделяет профессиональные качества. Нет общих ценностей, нет диалога. Нет диалога, мы потеряны, мы разделены. Единственная реальная вещь, которая может предотвратить разобщенность и определяет общий смысл - это диалог. Поэтому важно, когда в одном сообществе профессионалы ведут диалог на одном языке, имея общие понятия, «слова», единые ценности.

ИСТОРИЯ

История - первое слово, которое ассоциируется у меня с моей профессией.

Сложность в профессии учителя - историка в том, что он должен быть максимально объективен сам и научить ребенка по-разному применять критический подход к оцениванию исторических событий. В истории не бывает хороших или плохих событий, есть историческая ситуация.

Имеем ли мы право давать оценку, не находясь в тех же исторических условиях?

Насколько оценка может быть личностной спустя время?

В нашей стране много печальных примеров, когда из-за трактовки исторических событий семьи разделены надвое и не общаются друг с другом. Такой грустный пример есть в истории моей семьи.

В итоге, люди впадают в агрессию и занимаются обесцениванием других, истории, страны…

Давая оценку красным или белым, нужно помнить, что никто из них не использовал гуманные средства: убивали все, применяли насилие обе стороны. Все хотели улучшить политическую, экономическую политику в стране. Все хотели лучшего государственного строя.  В своем понимании. Результат мы знаем.

Сейчас мы перегружены информацией и ее трудно назвать безупречной. Учителю – историку нужно помнить, что он является первым проводником в мир истории. Нужно привить не только любовь к ней, но и научить детей и бережному отношению к ней.

ГУМАНИЗМ
Основополагающее слово учителя, потому что гуманизм подразумевает воспитание человечности в человеке. Школа должна быть площадкой гуманистических ценностей. Важно, что остается у ученика после урока, после окончания школы, какими будут его цели, мечты, будут ли желания делать вклад в других людей, в город, страну, мир. Мы можем научить или не научить ученика складывать и вычитать, понимая, что сейчас любую информацию можно найти в интернете, даже два плюс два. А вот заложить в ребенке базовые человеческие ценности, правильное отношение к себе, к миру -  это одна из ключевых задач школы. Уроки и занятия должны быть сосредоточены на всем ученике, его кругозоре, знаниях, умениях и чувствах, а не на одном или другом.

 ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Невозможно обойти это слово в нашей профессии. Я бы даже сказал, что цифру сегодня можно рассматривать как конкурента учителя.

Приведу пример. Марьиванна на занятии рассказывает о добре и зле, о нематериальных ценностях в этом мире, о важности приобретения знаний, о положительном герое… А подросток выходит за дверь класса и вместе с друзьями смотрят в гаджет и обсуждают какого-нибудь известного блогера, который без образования зарабатывает деньги и пропагандирует все противоположное, о чем говорила Марьиванна.

И нельзя Марьиванне не учитывать это в своей работе.

Другой пример. Очень часто подростки в соцсетях делятся своими переживаниями, транслируют эмоции, чувства, дают оценку каким-либо событиям. Им сложно рассказать все это родителям, учителю, другому взрослому или даже сверстнику, а в социальной сети дети свободны. Это не проблема, это реальность. Вот когда они не смогут коммуницировать в профессии – это проблема. С этим я сталкиваюсь уже сейчас с молодыми педагогами. У них есть трудности общения с коллегами офлайн. Они могут находить общий язык с детьми, но им сложно общаться с более старшими коллегами или даже с ровесниками.

Нужно понимать, что гаджеты современные дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся, а виртуальное пространство для них стало вторым домом.

Современный «цифровой» учитель новые технологии использует как помощников образования, и не потому что надо, а потому что на сегодня уже не может быть иначе.

УЧИТЕЛЬ

Профессия педагога явно меняется, но за весь период цивилизованного нашего человечества фактически ни один человек не обходился без учителя. Ценность учителя не только в том, что он становится «инструментом» для приобретения навыков, умений. Дело в том, что учитель дает эмоциональную связь. Это ценно!

Например, я занимаюсь онлайн с ребенком. Так сложились условия, что я ребенка никогда не видел. Камера включена только у меня. Но первый вопрос, который я всегда задаю, это «как дела»? Мне важно понять ее состояние, насколько она готова воспринимать новый материал и т.д.

Обучение – это, в первую очередь, общение. Учитель в процессе общения мотивирует, направляет, воспитывает ребенка. В этом ценность профессии останется на все времена.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Я не согласен с формулировкой, что только школа несет ответственность за все, что происходит в обществе. Дети отражают те процессы, которые происходят в обществе, т.е. они наше зеркало. Первые агенты социализации - это родители. Ребенок приходит из семьи и возвращается в семью. В семье зарождается зерно, а потом уже при помощи школы и своих друзей происходит становление человека, как личности.

Агентами социализации являются все общественные институты.

Все агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким он вырастет, как пройдет его становление и никто не должен с себя снимать ответственность.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Любая система образования отстает от новейших технологий, которые уже достигнуты человечеством, особенно это заметно в высшей школе. Но и общество зачастую не готово к новому образу учителя, это когда учитель выступает в новой ипостаси, демонстрирует новые компетенции. Особенно это заметно на примере блогерства.

Т.е. общество по отношению к образу и роли учителя тоже консервативно. Учитель в восприятии большинства рисуется ветхозаветным. Он должен жить в каком-то своем ином мире, воспитывать ребенка иным ценностям. Могу сказать, что учителя живут в тех же социально-экономических реалиях, что и родители. Они ходят в такие же магазины, у них такой же отдых, и есть свои семьи.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо