Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Кочергина Лариса Львовна

Пресс-служба Профсоюза. 02.10.2022
Печать

Продолжаем публикации проекта "Толковый словарь толкового учителя". Все статьи можно увидеть под хештегом #Толковыйсловарьтолковогоучителя.

Очень долго я ждала это интервью. Моя собеседница – мудрый, справедливый руководитель, профессионально подходит к решению любой задачи, эрудированная, с чувством юмора, красивая

Кочергина Лариса Львовна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, дважды грантополучатель Президента РФ, председатель Волгоградской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Считаю себя абсолютно счастливым человеком, потому что у меня были замечательные родители.

Я встретила самого важного человека, с которым создала семью и продолжаю оставаться счастливой, уже выпустив из гнезда дочь. Стараюсь держать дом в уюте, чтобы было светло и комфортно всем.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что стала учителем.

Учителем я хотела быть всегда, но в 10 классе, полежав в больнице, вдруг захотела поступить в медицинский институт. Я закончила школу с золотой медалью и мне достаточно было сдать один предмет. Однако наш мединститут и в те времена был недосягаемым вузом. Я сдаю физику на «четыре», а надо сдать на «пять», химию тоже на «четыре». Единственное, на что я надеялась – это сочинение. В школе я никогда не писала ниже «четверки» и вот я получаю «тройку». Сдав не все экзамены, понимая, что шансы невелики, я самостоятельно, это был мой первый независимый поступок, не посоветовавшись с родителями, я забираю документы и еду в ВолГУ и отдаю документы на вечернее отделение. Именно тогда в коридоре вуза я увидела молодого человека, он шел по коридору, а у мне вдруг подумалось: вот он – идеальный образ моего будущего мужа. Так оно в дальнейшем и оказалось. Потом мы с этим молодым человеком попадаем в одну группу на историю и вместе после первого курса переводимся на дневное отделение. А через год у нас с ним случилась первая свадьба на курсе.

Я счастлива в дружбе. У меня замечательные друзья. И есть самый главный друг в жизни, с которой мы встретились еще в школе в пятом классе. С тех пор мы шагаем по жизни вместе, это моя тезка - Лариса Гончарова – Тропкина. После школы она поступала в любимый ВГСПУ, не изменяя мечте быть учителем русского языка и литературы, но не прошла по баллам и также поступила в ВолГУ на филологический факультет.

У меня есть и такое счастье: я очень хорошо общаюсь со своими учениками ужу выпускниками, хотя у нас большая разница в возрасте.

Я УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

Считаю себя состоявшимся учителем только потому, что я всегда не стеснялась и не боялась учиться. Учиться у своих учеников, учиться у коллег, учиться у жизни, поэтому я учитель и ученик.

Учитель - это всегда учиться, самосовершенствоваться, это двигаться вперед и, наверное, уметь признавать ошибочность своего мнения даже перед учеником.

Ученик - человек формирующийся, который приходит за интересным в школу. У учителя всегда есть возможность сделать его своим соратником в образовательном процессе.

Я вспоминаю одного своего ученика. Он не всегда хорошо себя вел на уроках, поэтому сидел на первой парте. На уроке истории в 5 классе он как-то заявил: «Ой, ну так интересно, что чуть не уснул».

Для меня это была возможность задуматься, все ли правильно в построении учебного процесса?

РУКОВОДИТЕЛЬ

Это было предрешено судьбой. С двухмесячного возраста, так работали у нас законы, когда заканчивался декретный отпуск, родители вынуждены были отдавать свое чадо в ясли и идти работать.

Вот начиная с двухмесячного возраста я росла в яслях, потом меня отдавали на так называемую «дачу», где я все лето была в коллективе. (прим.: в Советском Союзе работали детские сады-дачи, куда маленьких воспитанников отправляли на целое лето — как в лагерь).

Я - дитя коллективного воспитания. В детстве сменила три школы, в летний период я была в лагере все три смены, поэтому меняла три коллектива. Это было не осмысленно, но я всегда была председателем отряда, дружины, комсоргом в школе. Когда я пришла в совсем другую, студенческую жизнь, меня ведь еще никто не знал, я стала старостой группы, так совпало мнение группы и деканата. И вот тогда случилась первая рефлексия, что у меня есть лидерские задатки.

Как-то муж, разбирая спор с моей подругой, заявил, что хватит вам друг другу что-то доказывать, вы обе состоявшиеся руководители, только одна из вас «вождь», а другая «лидер».

Мы были вынуждены задуматься, какое значение у этих двух слов и в чем же здесь разница? И сейчас я поняла, что моя дружба с профсоюзом носит не только лидерские качества, но я здесь и в значении «вождь», который должен поднять народ на важные решения.

УЧИТЕЛЬ

У меня действительно есть возможность взглянуть на профессию учителя с разных точек зрения: как учитель, и как руководитель.

Я себя очень хорошо помню с детского возраста. Мама у меня была бухгалтером, среди ее бланков и документов был журнал, в который я кукле Маше ставила отметки. Откуда я могла знать про журнал и отметки, я не знаю.

Помню я себя и ученицей в школе. Наверное, формирование образа учителя отсюда. Вот так получилось по жизни, что мой первый учитель для меня не пример.

Я была очень гиперактивным ребенком, не могла усидеть на месте и в школу пошла в шестилетнем возрасте, наверное, все-таки было рано. Фамилия девичья моя Верещак. Я помню, что ко мне подошли пятиклассники, бывшие ученики моей первой учительницы, и сказали мне, чтобы я не мешала любимому учителю. Для меня это был повод задуматься о поведении. Но «химии» с первым учителем все равно не случилось. Это было нежелание, нелюбовь, я вспоминаю и пытаюсь оправдать учителя. Наверное, со мной работать было нелегко, я мешала. Но когда учитель говорит обидную фразу, которую я помню до сих пор, то значит что-то не так и с учителем. Мне было сказано: «Верещак, ты оправдываешь свою фамилию. Ты все время верещишь и верещишь». Меня это обидело.

Но во втором классе Барнаульской специализированной школы английский язык стала вести замечательная учительница Галина Александровна, которая вдруг увидела во мне языковые способности. С ее подачи меня взяли в театральную студию, где ставили школьные спектакли на английском языке. Я помню свою первую роль. Папе сделали заказ купить в Москве два платья. Я первый раз оценила этот подарок, потому что до этого были куклы. Это было зеленое платье, которые пошло в качестве костюма на роль frog (агл.: лягушка). Мне нужно было прыгать по сцене и говорить слова приветствия на английском языке. Для гиперактивного ребенка это было самое подходящее действие. Для меня это было настолько эмоционально, что я была готова подойти к учителю в коридоре и обнять. И не то, чтобы она меня выделяла, а это было корректное, внимательное отношение к ученику с учетом всех его способностей.

Я помню в школе №103, когда меня родители уже привезли в Волгоград, был учитель математики Аркадий Иванович. Я вот не математик, но мне учитель так внушил, что у меня есть математические способности, что я поверила. Я любила математику и со слезами клеила какое-то задание из спичечных коробков в проекции, которое мне никак не давалось, но я не могла подвести учителя, который в меня поверил, я дорожила отношением учителя к себе.

Я помню своих учителей в любимом железнодорожном интернате: Людмила Григорьевна, Таисия Ивановна. Татьяна Яковлевна, учитель истории, которая так ярко рассказала про жизнь и быт крестьян в России, что до сих пор помню эту тему по ее рассказу.

Из этих учителей складывается полный образ учителя.

Например, Алевтина Ивановна, учитель географии, не часто меняла наряды, но это было платье с брошью, которая невероятно оттеняла ее бирюзовые глаза.

Людмила Григорьевна, учитель математики, когда она входила в класс, мы первым делом выпадали в ряды между парт, чтобы посмотреть на ее новые туфли.

Я помню учителя географии, всегда не отделимого от карты. Поэтому у меня до сих пор четкое убеждение, что без мела, без указки образ учителя не полный. Сама я работала с интерактивными досками, и с мультимидийным оборудованием, и с магнитными досками. Я четко знаю, что образ меняется. Но неизменным остается стиль и деловой образ, который не отвлекает от учебного процесса.

Хотя как-то мне моя ученица говорит: «Лариса Львовна, я помню из ваших уроков не только Великую французскую революцию и ваш рассказ о деятелях революции, но и вашу заколку в виде звездочки».

Как эти детали важны для ученика! Дети тоже встречают «по одежке», но провожают по тому, что было на уроке.

УЧЕНИКИ
Считаю, что ученики во все времена одинаковые. Я в разные периоды работала в школе. После чиновничьей работы, после общения с взрослыми для меня работать с самым хулиганистым учеником – это было большим счастьем наблюдать за его изменениями сиюминутными, ежедневными или ежегодными. Всегда любила взять в работу класс с пятого и по одиннадцатый. Для меня ученики - это взрослые, сформированные люди в детском обличье, еще не личности, но люди. Это мое убеждение! С некоторыми учениками я была на «Вы».

Помнятся все: и отличники, и хулиганы. Выпускник Сережа Макаров, который принял участие в конкурсе «Умники и умницы» и привез мне в подарок медаль с телеигры. Я вспоминаю своего ученика Диму Максимова, который потом стал моим работником. Оля Ишутина, Наташа Головченко… боюсь кого-то не назвать.

УЧИТЕЛЬСКИЙ КОНФУЗ

Был у меня класс, в котором собрались разные ребята, сильные, замотивированные, из разных школ, поэтому формировать коллектив нужно было. Бывает, что на уроках истории ученики отвлекают учителя всякой демагогией. И вот один мальчишка в спокойном режиме методично, каждый урок просто меня выводил. Причем там, где ты говоришь, что белое, все-таки должно быть белым, а он тебе доказывает обратное. Суть спора не помню, но помню, что в завершении я сказала примерно так: учитель всегда прав, а если он не прав, смотри пункт первый. С моей стороны это был резкий обрыв диалога. Когда завершился урок, ко мне подошел ученик, и сказал: «Лариса Львовна, можно я вам дам совет? Повышение голоса - это все равно для учителя слабость».

Я конечно сильно переживала. Хорошо, что я умею быстро делать выводы. К сожалению, Вова Янцен позже погиб в автокатастрофе. Он был свободолюбивым, не терпел контроля, насилия. После окончания школы сказал, что никогда не будет приходить в гости в школу. Как-то мы с ним случайно встретились на эскалаторе в ПАРКХАУСЕ, причем я ехала вверх, а он вниз. Он вернулся следом ко мне наверх, и мы с ним долго говорили. Хорошо, что он нашел себя, успокоился, я ему напомнила и про совет, и про то, что он в школу ни к кому никогда не придет. А он мне отвечал: «Лариса Львовна, к Вам приду».

КРИЗИС В ПРОФЕССИИ

Пытаясь вспомнить свою жизнь в профессии учителя и помню только хорошее. Мне кажется у меня не было кризиса. Потом, подумав, вспоминаю, что я уходила: болел ребенок, 32 часа нагрузки, хроническая болезнь – ларингит, опускались руки, потому что тебя воспринимают ученики себе равной и готовы пол-урока смеяться и ни на какие призывы учителя не реагируют, потому что им 16-17 лет, а мне всего лишь 23.

И поэтому я сейчас понимаю насколько важны для молодых педагогов наши профсоюзные форумы, когда мы выводим их из зоны некомфорта и делаем счастливыми даже в рамках одного мероприятия. Мы даем им возможность пообщаться в одном профессиональном сообществе с себе равными, не с наставниками. Наставничество – дело хорошее, но им необходимо услышать, что есть подобные проблемы и они не одиноки.

Посидев полгода без работы в школе, я вдруг заскучала. Мне неудобно было возвращаться туда, откуда я ушла, но я не представляла, что я могу перейти в другую школу. Я очень просила Людмилу Григорьевну взять меня обратно в Школу-интернат хоть воспитателем, поскольку все ставки учительские уже были заняты. С нового учебного года, когда я снова пришла учителем в класс, это было другое возвращение. Я поняла, что кризисы мне дали билет повторно: при 33 часах, ведении множества журналов, бесконечные мероприятия - это все было за счастье! Я до сих пор помню этот коридор и слышу стук моих каблучков по керамо-гранитной плитке: я иду в свой кабинет. В кабинете все сделано с любовью: на пенопласте потолочной плитки мной оформлена галерея, на которой расположились портреты Карамзина и Татищева, Соловьева и Ключевского. Из журнала Огонек я вырезала, распечатывала материалы на только что появившейся технике «ксерокс» для оформления стенда «Россия в ХХ веке», где я, вызывая неодобрения коллег, рядом разместила Ленина и Власова, Николая II и Куропаткина.

И дети начали спрашивать: «А кто это? А почему они здесь?»

- Потому что, дети, это все наша с вами история.

Потом опять был кризис. После 13 лет работы в любимой школе, из любимого класса, из любимого кабинета я ушла по приглашению Ларисы Александровны в Лицей № 5 на должность заместителя директора. Когда в моей школе спросили: почему ж ты не говорила, что ты хочешь быть администратором? А вот, наверное, такое не говорят, должны руководители понимать, что педагог готов к этой работе.

Для меня это был сложный переход. Но, наверное, это был тоже кризис, который подтолкнул к изменениям, но не к уходу из профессии.

ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ

Я считаю, что русский язык и математика - это обязательные предметы, а вот история должна быть любимым. Это не обсуждается. Как можно историю не любить? Не готова обсуждать роль личности в образовательном процессе касательно учителя истории, но сам учитель любого предмета должен быть влюблен в него.

История должна быть интересной!

Я, приходя в класс, начинала урок с четверостишия, собственного сочинения, которое произносили мы хором с детьми как аффирмацию:

Задача наша непроста –

Дорогу в прошлое найти,

Нас Клио поведет туда,

А с ленью на не по пути!

Дети задают вопрос:
- А кто такой Клио?

- Это такая богиня, которая всегда присутствует в классе и следит за детьми.

И дальше начиналась игра: они прислушиваются, где там Клио?

Смешная была история, когда в новый учебный год я вхожу в свой класс, который стал уже взрослым восьмым классом, я на приветствие детей говорю: «Садитесь».

А они мне: «А стихотворение?» И уже со смехом мы хором проговорили привычное приветствие на уроке истории.

Я всегда обожала учебники и любовь детей к предмету формировала через учебник. И они до сих пор помнят черный форзац Годера «История древнего мира», по которому еще их родители занимались. Как это важно: причастность нескольких поколений к одному действу.

Первые мои конспекты были опубликованы издательством «Учитель», но для этого надо было их в электронном варианте сформировать. Мы только учились работать на компьютерах. Тоже выходили из зоны некомфорта. У меня было много наработок, вырезок из старых методических пособий, журналов. Потом мои поурочные планы у меня просили мои же ученики для преподавания. Любой учебник можно адаптировать под свой урок, потому что учитель является его автором, все остальное это всего лишь подспорье и инструмент.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо