Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Лариса Гивиевна Арачашвили

Пресс-служба Профсоюза. 22.05.2021
Печать
Лариса Гивиевна Арачашвили – учитель русского языка и литературы Средней школы № 55 «Долина знаний», абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России».

ПЕДАГОГИКА Педагогика – это простота и гуманизм, где главное правило - учитель и ученики должны быть одинаково заинтересованы и увлечены процессом. Вопреки распространенному мнению, наладить контакт с современными учениками просто. Не надо пытаться завоевать авторитет у ребят, нужно стараться понять их. Я, например, слушаю такую же музыку, что и подростки. Важно донести до учеников, что учитель может понимать то, чем они живут, о чем думают. Только нужно быть максимально честным, это ребята всегда ценят.

КОМАНДА И в молодом возрасте можно добиться успехов в своей непростой профессии, только достижение высот в карьере требует огромной самоотдачи. Мне помогал на этом нелегком пути Совет молодых педагогов. Победа в конкурсе такого уровня говорит не только о компетенции нашей команды, но и всего образования Волгоградской области.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ Мы достойно прошли этот путь. И тут понимаешь, что для тебя ничего не заканчивается. Наоборот, всё только начинается и на твоих плечах лежит огромный груз ответственности. Я его почувствовала физически. На этот год я становлюсь флагманом педагогического сообщества, его лицом. И уставать в этом году я просто не имею права! Я не имею права понижать планку, я всегда должна быть готова на 100%, должна быть профессионалом во всех смыслах: знать предмет, понимать детей, разбираться в воспитании, образовании, быть в тренде современных веяний. Круг моей ответственности значительно расширился. Но, я думаю, это поможет мне вырасти. Быстро. Рывком. За год. Выбора у меня нет. Говорят, расти больно, это процесс непростой, иногда вызывает отторжение. Но надо просто смириться с тем, что будет непросто.

ВОСПИТАНИЕ Это просто. Как много и как мало мы о нем знаем? До конца 17 — начала 18 века глагол «воспитать» означал только физические значения «вскормить», «взрастить». Только в 18 веке, с изменением основ русской культуры, глагол «воспитать» приобретает переносное значение — «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь». Ребенка невозможно воспитать, ограждая от всего, лишая его права нести ответственность за собственные поступки. Воспитание возможно только в том случае, если мы возьмем ребенка за руку, поведем его за собой, четко понимая, куда, как и зачем мы его ведем. Строится оно на трех известных китах: наказании, поощрении и на личном примере. В воспоминаниях Юрия Соломина есть такая история. «Зима, война. Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав, кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай все на тех же травах и каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведенного сахарина. Личного. Открывалась дверь, и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. Мы их ели, прихлебывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории». Это называлось воспитание.

УВАЖЕНИЕ Это то, на чем строятся отношения педагога и ученика, педагога и родителя, педагога и коллег. Именно уважение помогает в другом увидеть личность. Умение относится ко всем с уважением – это самая важная как профессиональная, так и личностная черта для меня.

ПЕДАГОГ Это организатор образовательных событий, которые должны затрагивать эмоциональную сферу ребенка, стимулировать внутренний диалог и переживания, рефлексию и, в конечном итоге, создавать условия для присвоения ребенку ценностей. Педагог должен понимать содержание современного воспитания и владеть его методами. Педагог должен постоянно развиваться в этой сфере.

РОЛЬ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩИХ РОССИЯН Как показательный пример - публикация на одном из волгоградских интернет-ресурсов с заголовком «Заинтересованные лица на выставке маршала Малиновского попали в объектив фотографа». Так была названа статья в одном из волгоградских СМИ, где на главном фото один из учеников зевает. И страшно не то, что детям не интересно, страшен цинизм, позволяющий журналисту писать так и смеяться над тем, о чем стоило бы задуматься. Страшно, что эта статья не уникальный пример подобного поведения, а типичный. Это та цена, которую мы платим за возможность пользоваться всемирной паутиной.

СЕКРЕТ УСПЕХА У меня есть допинг, которого нет у многих людей. Это любовь детей, которую я получаю в стократном размере. Если ты успешный менеджер в офисе, никто не подойдет к тебе и не обнимет посреди рабочего дня, не скажет, какая ты классная. Никто не напишет на доске мелом: "Лариса Гивиевна, мы вас любим!" Именно из-за этого я работаю в школе. Мои дети умные, мои дети замечательные. Все зависит от отношения к детям. Если ты говоришь человеку сто раз, что он дурак, он будет считать себя таковым и вести себя также. Если ты говоришь ребенку, что он талантливый умный, что может больше, он в итоге и сможет больше. Ребята поддерживали меня на всех этапах конкурса и безапелляционно верили в победу. Школьники писали слова поддержки на каждом этапе, а одна из учениц выступала на закрытии мероприятия и едва ли не первой поздравила с победой. Когда в тебя верят, то и плечи распрямляются .

ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ Не знаю, где вы находите школьников, которые не читают совсем. Все мои ученики читают. Да, это не классическая, а современная литература. Девочкам нравится "Виноваты звезды" Джона Грина. Мальчикам - фантастические романы из серии "Сталкер", книги Сергея Лукьяненко. А вот бум на Гарри Поттера уже прошел. Мне не очень нравится наша программа по литературе, особенно в старших классах. Дается очень много серьезных больших произведений, и при этом катастрофически мало часов для того, чтобы их подробно разобрать с детьми. Сегодня изучение "Войны и мира" становится действительно сложной задачкой и для учителя, и для учеников. Либо нужно увеличивать количество часов на это произведение, либо менять структуру преподавания, либо предлагать детям вообще другие книги. Заставить читать - неправильное слово. Литература не должна превращаться в наказание для ребенка. Выкручиваюсь как могу. Даю что-то фрагментами. А вообще есть очень хороший сайт - называется "Живые страницы". Там вся "Война и мир" представлена в схемах и таблицах. Но пока в семье родители не начнут читать сами, не будут пополнять семейную библиотеку и подавать пример ребенку, никакая школа не сможет привить ученику любовь к чтению.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо