Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Супрун Василий Иванович

Пресс-служба Профсоюза. 22.11.2021
Печать

Супрун Василий Иванович, российский лингвист, доктор филологических наук, профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, специалист в области ономастики, русской лексикологии, истории русского литературного языка, славистики; является членом Правления РОПРЯЛ, членом Совета при Президенте России по русскому языку, членом редколлегии журнала «Вопросы ономастики» (Екатеринбург), заместителем главного редактора Известий ВГСПУ.

ОТЛИЧИЕ

По большому счету педагог не отличается от обычного гражданина любой другой профессии. Единственное - у него чувство любви к детям является профессионально значимым. Если у других любовь к детям скорее важна в семейном отношении, то педагог без этого не может существовать как профессионал. Пусть у него хоть тысячу всяких сертификатов будет, первое – он должен любить детей.

СТРЕДСТВА

Еще одно из главных качеств педагога - это умение работать с книгой, возможность использовать ее как вспомогательное средство для работы или просто книга выступает в его жизни как потребность, когда речь идет о художественной литературе.

Еще для современного педагога важно хорошо ориентироваться в цифровых источниках. Если он не владеет цифровыми средствами, то вряд ли его поймут современные дети. На сегодня и мои лекции читаются легче, если есть презентация. Я к этому пришел в Китае, где все аудитории оборудованы техническими средствами. У нас пока не всегда так. И, как показывает время, многое быстро устаревает. Поэтому педагогу нужно все время быстро переучиваться и быть готовым к этому. Известна старая сентенция: учитель должен всегда учиться. Это часть его жизни. Я не знаю таких учителей, кто не владеет техническими средствами. Но при всем виртуозном владении техникой суть осталась та же: педагог должен любить детей.

ИЗМЕНЕНИЯ

Удаленное обучение убедительно показало, что онлайн никогда не заменит офлайн. Все равно школа должна быть школой общения учителя и ученика. Без этого обучение будет неполноценным. Это могут быть курсы, временные объединения по интересам. Даже интересно, например, посетить онлайн-урок по английскому языку от учителя из США. Почему нет? Но это все равно будет маленьким вкраплением. А вот без того, чтобы учитель был постоянно рядом с ребенком и своей личностью воспитывал, своими словами, своим языком, своим поведением, без этого школа не нужна.

Я иногда читаю лекции онлайн, пытаюсь разбудить интерес, задаю вопросы и вижу, что некоторые студенты только включили монитор, а сами или спят, занимаются своими делами. А вот форма онлайновых конференций приживется. Одно дело ехать куда-то далеко, а так можно поучаствовать из своего дома. Но это тоже никогда не заменит живого общения.

Я езжу на конференции регулярно. Мне интересно общение с коллегами в перерывах между заседаниями, когда мы начинаем живым языком обсуждать все то, что прозвучало с трибун.

 

СЕМЕЙНОЕ ОБЩЕНИЕ

Многие современные родители так и не преодолели синдром 1990-х: ваш детский садик – вы детьми и занимайтесь, ваша школа – вот вы детей и обучайте. Мне некогда с ребенком возиться.

Дети лишены нормального семейного общения, потому что нормой внутри семьи считаются обзывалки: ты балбес и ничего не понимаешь. А нормальной любви дети часто лишены.

Как учитель может повлиять на семейное общение, на его улучшение? Каждый день учитель может давать ребенку задание: почитай с мамой книжку, учебник, страничку. Я в свое время писал этимологический словарь для детей и каждое задание в нём начиналось с фразы: обсудите это слово с мамой, поговорите с бабушкой об этом слове, поговорите с папой… Надо, чтобы взрослые помнили о том, что у них есть дети, что они любимы, что нужно постоянное семейное общение. Конечно, заставить это делать невозможно. А можно попытаться наладить общение, постепенно родители привыкнут и будут постоянно так делать.

Есть такое понятие «врожденная грамотность». Так вот, я думаю, что нет врожденной грамотности, есть хорошая начитанность. Кто читал, тот грамотен, кто не читал, никогда не будет грамотен.

 

ПОНЯТИЯ

Учитель должен владеть профессиональной речью педагога. Мы знаем, что педагогика – это наука. В речи педагога должны присутствовать педагогические термины и понятия. Он должен хорошо разбираться в педагогике и психологии, в методике, в дидактике. Это трудно, иногда скучно, но никуда от этого не деться. Это выпускник педагогического вуза естественным путем должен впитывать со студенческой скамьи. Порой считают, что преподавать может каждый. Но если кто-то начинает преподавать, например, за рубежом русский язык просто потому, что он на нем разговаривает, у него все равно ничего не получается, потому что он не владеет методикой и дидактикой, не учитывает возрастные особенности, не знает приемы и правила, которые обязательно должны использоваться в обучении. Поэтому эффект бывает нулевой. Так и любой учитель: вроде бы на лекциях и в книгах скучные термины педагогики и смежных дисциплин, а понимать их суть и применять нужно обязательно.

РЕЧЬ

В своей речи педагогу не нужно опускаться до уровня ребенка. С маленькими сюсюканье не стоит допускать. В общении со старшеклассниками педагогу нужно знать современный сленг ученика. Никуда от этого не деться. Так бывает всегда: младшее поколение придумывает свои словечки. Но я не думаю, что учителю стоит их употреблять, потому что тогда мы этим словам вроде бы придаем официальный статус. Можно улыбнуться в ответ на это слово, можно как-нибудь прореагировать: да, я понимаю, о чем ты говоришь, но в русском языке есть и другие слова с таким же значением. Уподобление речи учителя речи ребенка не сделает учителя к нему ближе, не даст нужный эффект, на который он рассчитывает.

 

ЯЗЫК СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Сейчас появилась у русского языка особая форма – устный письменный язык. Мы вроде бы пишем смс в телефоне, письма, комментарии в интернете, но на самом деле в этих текстах отражаем свою устную речь. Письменный язык становится таким же спонтанным, как и устная речь. Это не только точки, запятые. Там и словечки, и конструкции предложений разговорного типа. Некоторые уже и прижились: «спс» - спасибо. Знать их учителю надо. Но это все так быстро меняется, поэтому сильно напрягаться с их запоминанием не стоит.

Не надо сильно переживать по поводу заимствований. Это «мусор». Он уйдет. Много было заимствований в Петровское время и позже, когда дворяне говорили на французском языке. Что-то осталось в языке, а что-то сейчас и не вспоминается. Сегодня у нас много заимствований из английского языка. Что-то останется, а что-то исчезнет насовсем. Останутся слова, когда у них нет синонима на русском или синоним не удобен в употреблении. Например, почему слово «киллер» прижилось? Потому что эквивалент состоит из двух слов – «наемный убийца». Известный ученый Евгений Дмитриевич Поливанов говорил, что лень - двигатель развития языка. Мы стараемся говорить меньше и строить фразы короче.

Одни слова уйдут навсегда, а какие-то останутся профессионализмами. Заимствования были, есть и будут в языке. Мне укрепиться в этом мнении помог наш земляк – академик Олег Николаевич Трубачев, который в одном из своих интервью сказал, что язык – это океан. У него большие глубины. А сверху плавает мусор. Он обязательно уплывет, исчезнет. Мне в современном русском языке больше не нравится его блатизация и непомерное использование мата. Вот это для нашего родного языка более опасно.

 

ПЯТЬ КНИГ К ЧТЕНИЮ

Если говорить о педагогической литературе, то это педагоги-классики: Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др.

Если художественный текст, то для меня без Пушкина нет русского языка и русской литературы. Пушкин чаще приходит к нам с возрастом. В детстве мы читаем его сказки, а, повзрослев, начинаем понимать всю глубину его поэтического и прозаического творчества. А далее можно перечислять всю нашу классику без остановки: Лермонтов, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Есенин. Надо знать и литературу своего края. Стыдно жить в Волгоградской области и не читать книги Бориса Петровича Екимова.

 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо