Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Власова Елена Сергеевна

Пресс-служба Профсоюза. 22.08.2021
Печать
Власова Елена Сергеевна – учитель английского языка МОУ «Гимназия №3», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018.

ЛЮБОВЬ Мой словарь, мой день, моя работа начинаются с этого слова. Я сама начинаюсь с этого слова. Все в мире должно начинаться с любви.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – второе слово любого профессионала. Если не прикладывать усилий и не иметь способностей к труду - ничего добиться нельзя.

КОЛЛЕГИ Для меня коллеги – это прежде всего поддержка. Иногда с ними получается обсудить рабочие моменты, и во время разговора появляется та самая мысль, которая помогает справиться и найти выход из какой-либо ситуации. Взгляд со стороны дает понять, что может не так уж все и плохо. Общение – это возможность поделиться своим опытом и использовать опыт других учителей. Мы с коллегами встречаемся на переменах и обсуждаем все педагогические нюансы: как поступить в этом случае, как этот процесс сделать лучше. Обмениваясь идеями, опытом, тем самым мы создаем дополнительный ресурс, который с успехом можно использовать в своей работе. Учителя могут стать единомышленниками и источником силы и поддержки друг друга. Возможность поделиться своими мыслями и идеями помогает бороться с чувством профессионального одиночества, дает удовлетворение от работы.

НЕУВЕРЕННОСТЬ Личностные качества тоже надо учитывать при профессиональном становлении педагога. Конкурс «Учитель года» показал мою неуверенность. Неуверенность не в себе, а сомнение в том, что правильно ли я подобрала формат работы? Верно ли я прочувствовала детей в тот момент? Точно ли я им сформулировала задание? Поняли ли дети материал? В педагогике это качество мне помогает все время искать новые способы работы. Беспокойство приводит к тому, что я постоянно думаю: как можно сделать то же самое лучше. Неуверенность – такое качество, которое сдерживает, но и в каких-то моментах подталкивает к новому педагогическому поиску и совершенствованию моей деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ Когда это должно происходить? Как часто педагог должен рефлексировать? Когда я начинаю урок, первый вопрос, который я себе задаю – зачем это нужно детям? Где они этот предметный материал смогут использовать? Уроки должны быть практикоориентированными. Нужна деятельность, приближенная к реальной жизни. Я всегда стараюсь ориентироваться на учеников, поэтому даже в одной параллели у меня не бывает одинаковых уроков. Мне всегда нужно знать - на чем сейчас ребенок сконцентрирован? Если ему необходимо поговорить, я стараюсь дать ему эту возможность. Детский коллектив каждого класса не бывает одинаковым и эмоциональное состояние у всех разное. Все по-разному работают с информацией. У всех людей разная скорость восприятия. Это все нужно учитывать, когда начинаешь урок. Мне хочется делиться не только предметными знаниями, но и жизненным опытом. Рефлексию я провожу, когда возвращаюсь домой вечером, когда что-то читаю, просматриваю социальные сети и у меня в этот момент происходит перезагрузка, переосмысление. Даже если все ровно прошло, как я запланировала, все равно это заставляет задуматься – почему?

ПЕДАГОГИКА УСПЕХА для меня измеряется взаимоотношениями с детьми. Не столько уровнем доверия, сколько желанием работать вместе. Совместно выполнять одну деятельность. Как субъект - субъект. Это когда мы что-то придумываем и воплощаем вместе. Дети не всегда идут ко взрослым за советом. Например, 6-7 классы считают это немодным. Они сами пытаются разрешить возникшие трудности. Если дети видят, что педагог искренне хочет сделать с ними что-то интересное и ему не безразличны их мысли и идеи, к такому учителю дети потянутся. Тогда они чаще изъявляют желание что-то делать с учителем. Просто вместе делать. Просто вместе быть в классе, вместе быть на перемене. Это другой уровень восприятия друг друга. Это совместное проживание.
КОНКУРС Участвовать в конкурсах нужно. Мне конкурс дал познание прежде всего себя. Понимание своих возможностей. Теперь я знаю, что я могу работать в усиленном режиме, и мне это интересно. Конкурс дарит единомышленников, возможность общаться с интересными людьми, быть в особой профессиональной среде, где все нацелены на результат, где ты можешь реализовать то, что тебе хотелось бы, но ты по каким-то причинам не решался. Иногда совместный труд помогает убрать застенчивость, страх быть неправильно понятым.

СЕКРЕТ успешной работы с родителями - это любовь к детям. Когда родители видят, что педагог любит детей и с удовольствием с ними работает, они ему доверяют самое дорогое, что у них есть. Не бывает ровных отношений с родителями. Любому родителю всегда хочется особенного, более внимательного отношения со стороны педагога именно к его ребенку. Это нормально. У меня тоже ребенок, я его доверяю своим коллегам и очень хочу более внимательного отношения к его успехам.
Учителю с родителями надо беседовать, поддерживать контакт. Это не всегда должно быть общее собрание, иногда это просто разговор по душам. Когда я стараюсь донести родителям, что у ребенка что-то не получается, я обязательно проговариваю, что нужно сделать с их стороны, чтобы помочь ему. Мне видится, что родители могли бы больше доверять школе, педагогам и совместно с учителем организовывать воспитательные события. Делились бы опытом. Учителям часто не хватает этой помощи, не хватает родительского участия в жизни классного коллектива.
Школа тоже должна по отношению к родителям проявлять инициативу. Необходимо создавать условия, чтобы родители включались в совместную деятельность. Сейчас школа старается по максимуму это сделать. Проводится очень большое количество мероприятий, где есть возможность участия родителей. Наверное, из-за высокой занятости у всех, нам, педагогам, хотелось бы таких мероприятий в разы больше, чтобы это был ни один, ни два родителя, а вся семья участвовала. Когда дети видят, что их родители внимательны к тому, что они, дети, делают, они будут по-другому воспринимать процесс обучения. Дети как губка впитывают отношения к себе. Поэтому нужно объединяться, больше проводить мероприятий в направлении родитель – ученик – школа. И родители, включаясь в этот процесс, поймут, что педагоги хотят. Тогда и уважение к педагогическому труду и понимания будет больше.

ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ При выборе профессии учителя нужно знать, что придется много, трудно, но интересно работать. И это не всегда работа на уроке. И не всегда работа во время подготовки к уроку или мероприятию. Это вообще круглосуточный труд. Даже когда спишь, все равно думаешь о какой-нибудь педагогической ситуации, и по дороге на работу ты думаешь о работе. Педагог должен быть в профессиональной форме каждый день, потому что дети полны ежеминутных сюрпризов. Нужно быть готовым работать с этим, реагировать правильно. Мы чаще всего обижаем детей своим непониманием.
Педагог для всего общества остается примером, он всегда на виду. И если мы видим, что в сети кто-то из учителей выкладывает личные фотографии, это нормально. Если у педагога нет личной жизни, то как он сможет нести семейные и другие ценности ребенку? Безусловно, должны быть границы той информации, которой педагог делится о себе с обществом.

ШКОЛА – это отражение реальности нашего общества. Если рассуждать на тему: школа ли формирует общество или школа зависти от потребностей общества, это все равно, что рассуждать, что первично - яйцо или курица? Характер человека начинает формироваться еще внутриутробно. Потом происходит постепенное развитие и становление личности. Сначала он учится у родителей. Потом социум расширяется: детский сад, школа и родители уходят на второй план, воспринимаются уже больше как источник материальных потребностей. Подросткам уже дороже общение со сверстниками. Только когда выросшие дети сами становятся родителями, понимают тревоги мам и пап. Круг начинается заново, а школа неизменно сопровождает человека на всех этапах его жизни.
Мы не сможем с нуля начать формировать идеальное общество, потому что оно постоянно развивается и уже имеет определенную структуру, ценности. Но постепенно, коллективно мы можем воспитывать будущего гражданина страны.

НАСТАВНИЧЕСТВО Как сделать так, чтобы наставничество в школе не воспринималось как желание одних порицать других? Просто: нужно, чтобы наставник и наставляемый совместно разрабатывали какие-либо педагогические, методические и воспитательные события.
Когда приходят на урок или берут твои конспекты, это всегда волнительно. Да что там, это большой стресс. Потому что когда приходят к тебе извне, то это всегда оценка. И уже человек думает не о том, что он делает, а о том, что про него скажут. И это больше связано не с профессионализмом, а личностными качествами. Нужен «гид», который в самом начале учительского пути будет тебя сопровождать, рассказывать о «достопримечательностях» профессии, «вести по самому интересному маршруту» методической составляющей урока.

ТОП ЭФФЕКТИВНЫХ СЕКРЕТОВ ПЕДАГОГА
Нет предела педагогическому росту. Человек учится всю жизнь. Общество меняется. Все время что-то влияет на восприятие окружающего мира, и нужно быть всегда готовым идти в ногу со временем. Педагог – это особый склад характера, он должен все время осваивать что-то новое, меняться. Как мы можем чему-то учить детей, если мы и сами к этому не готовы? Поэтому педагогу необходимо:
- читать как можно больше о том, что связано с какими-то технологиями, приемами, искать новые интерактивные возможности работы;
- чаще стараться принимать участие в конкурсных движениях не только самому, но и вместе с детьми.
- не останавливаться на достигнутом, все время искать что-то новое, хотя в педагогике все новое, это давно забытое старое. Но вот совмещать старое и новое или скорее преломлять старое на новое нужно пробовать. Ключевыми словами педагога-профессионала должны стать:
САМООБУЧЕНИЕ
САМОРАЗВИТИЕ
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
ОТСУТСТВИЕ СТРАХА ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ
НЕ БОЯТЬСЯ, ЧТО ТЕБЯ НЕ ПОЙМУТ
РЕФЛЕКСИЯ
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
ДОВЕРИЕ
ЛЮБОВЬ
МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

P.S. Мне бы хотелось, чтобы в школу шли работать те педагоги, которые не боятся сталкиваться с трудностями, чтобы в наших школах было больше молодых педагогов, потому что у них всегда много интересных идей. Желаю не бояться работать ни с детьми, ни с родителями. Нужно настраиваться на их волну и ставить себя на их место.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо