Главная / Пресс-служба / Толковый словарь учителя

Загуменнов Дмитрий Александрович

Пресс-служба Профсоюза. 23.11.2021
Печать

Загуменнов Дмитрий Александрович

Учитель истории Лицея №2 Краснооктябрьского района Волгограда, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания ВГСПУ, победитель регионального конкурса профессионально мастерства «Учитель года – 2020», участник Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2021».

 НОВОЕ

Учитель может придумать новую форму? С методической точки зрения это возможно, а если мы говорим с позиции жизненного опыта, то нет.

Все, что человек воспринимает как «новое» - это личная интерпретация того, что уже было. Это касается всего, что мы переживаем, что мы видим, о чем мы говорим. Мы это все трактуем на свой жизненный лад. Велосипед никто не изобретает, просто перекрашивает в разные цвета или как говорят на всех семинарах: навешивают модные, современные аксессуары.

Никто не отменял жизненные основы и принципы, а они являются главными: природосообразность, кстати, о чем сейчас много говорят в педагогике, человекоцентризм, социоцентризм. Все это идет еще из Древней Греции.

Поэтому мы можем говорить о новом, если на «старое» нанизываем новые технологии, как бы обогащая или интерпретируя ее под современность.

И все что является новым, это уже исходя из опыта, с одной стороны, дает больше ресурсов учителю, с другой стороны, сужает рамки наших возможностей.

Надеюсь, что два базовых принципа останутся в профессии учителя навсегда: первый, «не навреди», второй – «научи».

Например, мне, как историку, важно научить ребенка разбираться в том, что происходит. Современные дети очень радикальны в своих взглядах. Я себе редко позволяю дискутировать на тему оценки различных исторических процессов или событий. С одной стороны, у каждого своя точка зрения. Ученики пока еще не могут сравнить современные события с тем, что было раньше или каким-то опытом. Да и я не все периоды истории прожил... Вот когда дети начинают опираться на один источник информации, вот это пугает. Значит, моя задача показать, что есть другие источники информации.

Замена учителя всякой техникой частично возможна. Кто тогда будет помогать ученику? Если мы откажемся от общения в формате человек – человек, то тогда будет лидировать интернет. Здесь в любом случае должно быть какое-то многообразие.

 

КЛАССИКИ

Можем ли мы сегодня назвать кого-либо из современных учителей классиками? Тех, на кого мы можем равняться сейчас? Чей пример будет служить многие годы или даже изучаться в педагогике?

Сейчас мы видим преподавателей, которые стремятся быть в авангарде происходящего. Для нас, современников, они не классики. Просто общество меняется достаточно быстро. У нас по закону ускорения времени, чем ближе к нынешнему, тем оно быстрее течет. А образование, к сожалению, особенно высшее образование, не всегда поспевает потребностью общества. И дети сейчас взрослеют быстрее, и интересы у них меняются. И тот классический пубертат, о котором преподают в вузе, уже давно не тот.

Но классики должны быть, так как именно они создают тот фундамент, на котором зиждется любая наука. Классики – это современники, которые вносят своей деятельностью огромный вклад в опыт, в науку, в будущее. Каждый по-своему, дополняя своим «пазлом», чтобы картина получилась цельной. В период модернизации классиков быть не может в представлении современников. Классиками становятся через время. Это вопрос оценки потомками.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

В профессии, в том числе в профессии учитель, важно иметь преемственность. Очень радостно иметь знакомство с педагогическими династиями. Если еще родители смогли донести важность профессии - это здорово. Тогда не будет болезненной адаптации к профессии. У меня пра-пра-бабушка была учителем. Я сам определился со своей профессией на пятом курсе. Когда я поступал, мне просто нравилась история. Помогла в выборе педагогическая практика, раньше она была длительной.

Первоначально я свою профессию учитель как хобби воспринимал. И зарплата очень была похожа на хобби и отношение было как к любимому делу. Она и сейчас любимое дело, просто сейчас больше воспринимаешь как работу, очень серьезную и много сил требующую.

Вот уже пять лет я дополнительно работаю в педагогическом университете. К сожалению, педагогическую практику сильно сократили, но начали привлекать практикующих педагогов, что очень радует. Как минимум, студенты уже не оторваны от той действительности, в которой находится образование.

На первом занятии я студентов спрашиваю: кто собирается работать в школе. В среднем, положительно отвечают процентов двадцать. Это, честно говоря, сильно огорчает. С другой стороны, из моего выпуска тоже процентов двадцать остались в школе.

Я считаю, что это большая проблема. Люди тратят свои и чужие ресурсы понапрасну.

Исток этого вопроса находится в общественном восприятии профессии учитель.

За 16 лет, что я работаю в школе молодых педагогов практически не осталось. Человек 25 за все 16 лет. Нужно иметь мужество не уйти с профессии, если она нравится. У нас есть примеры, это педагоги, которым в 90-е годы не выдавали по длительному сроку зарплату и они остались в профессии. Когда я пришел в школу у меня была надбавка 3 тысячи за молодого специалиста, 4 тысячи зарплата. Сейчас молодые ребята не готовы к этому.

Я бы пожелал старшеклассникам, которые собираются стать педагогами, понимания, что эта профессия никогда не будет до конца справедливо оценена. Пусть подумают, хотят ли они с этим связать свою жизнь.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Подведение любого итога я начинаю с благодарности. Благодарность коллегам, с которыми я работаю. Благодарность моим педагогам. Благодарность моим родителям за духовное воспитание. Они первыми показали куда надо двигаться. Благодарность кафедре истории

Так же не бывает, что человек сам по себе. Человек существо общественное. Даже если получил негативный опыт от общения, все равно надо сказать слова благодарности. Я и детям говорю: хорошо, что у вас не получилось, извлеките из этого опыт.

У меня есть слова благодарности каждому, кто встречался на моем пути.

 

КНИГИ

Я не могу советовать, что читать. Мы даже классику читаем по-разному. У меня на столе огромный том Радзинского, которого я люблю перечитывать. Мне нравится произведение Булгакова «Мастер и Маргариту». В этом году я для себя заново открыл Брэдбери, я на него взглянул уже с позиции взрослого человека, до этого читал в школе.

УЧИТЕЛЬ

Учитель не влияет на законы Вселенной. Единственный закон, который действует на человека – закон жизненного цикла: родился, жил, что-то сделал и ушел. А вот содержание этого процесса составляют люди, которые в тот момент времени живут. И в этом ключе можно говорить о роли учителя в обществе, как о личности.

В истории, как в науке, говорится, что есть сознание коллективное, которое формируется природой, обществом, а есть индивидуальное, наше личное сознание. И ведь индивидуальное сознание первично. Только так получаются личности, которые выделяются из массы: Ленин, Петр Первый, те, которые изменили вектор развития истории и общества.

Учитель, как человек, который имеет широкие знания не просто может влиять на состояние общества, но и должен.

Я уверен, что у каждого человека найдется учитель, который повлиял на его мировоззрение, на выбор, на судьбу. И я считаю это счастьем! А ведь не у каждого есть такая возможность. 

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо